Самокаты не пускают в столицу грузовиков
Власти Набережных Челнов препятствуют появлению кикшеринга в городе
Прокат электросамокатов в Набережных Челнах этой весной поработал лишь неделю. Затем муниципальные власти эвакуировали устройства с территории города, заявив, что не давали разрешения на их размещение. Чиновники говорят, что в автограде «не готова инфраструктура» для безопасного использования самокатов, и ссылаются на опросы населения, большинство участников которых якобы проголосовали против такого транспорта. В кикшеринговом сервисе Whoosh «Ъ-Казань» привели другую статистику: за эту неделю 5 тыс. жителей полумиллионного города воспользовались электросамокатами 13 тыс. раз. Сейчас компания вынуждена приостановить здесь деятельность. Год назад власти Набережных Челнов не позволили работать двум другим кикшеринговым сервисам.
Власти Набережных Челнов, где производят грузовики «КамАЗ», заявили об отсутствии заинтересованности жителей города в кикшеринге. «На мой взгляд, в городе Набережные Челны не готова инфраструктура для того, чтобы вообще использовать электросамокаты, что в принципе создает угрозу для жизни и здоровья взрослых и особенно — детей»,— сказал журналистам руководитель исполкома города Фарид Салахов, комментируя ситуацию с изъятием у сервиса Whoosh 90 самокатов.
Он пояснил, что 27 апреля кикшеринговая компания «самовольно» разместила в городе 500 самокатов. 29 апреля администрация города организовала совещание с представителями сервиса, на котором компании разъяснили условия работы. По мнению господина Салахова, они были «приняты и поняты» представителями бизнеса. «Было дано обещание, что до завершения полного оформления всех документов, в рамках тех требований, которые устанавливает постановление города Набережные Челны №3888, все самокаты с территории города будут убраны и вернутся только после того, как будут оформлены все документы»,— сказал чиновник. По его словам, Whoosh нарушила условие, поэтому 3 мая сотрудники администрации вывезли 90 незаконно установленных электросамокатов.
Речь идет о принятом год назад постановлении исполкома города «Об утверждении порядка эксплуатации пунктов проката электросамокатов на территории муниципального образования город Набережные Челны». Согласно документу, пункты проката электросамокатов могут размещаться только по разрешению, которое может быть выдано, если не нарушен ни один из 12 запретов. В их числе – запреты на размещение пункта проката ближе 10 метров от остановок общественного транспорта, трех метров — от деревьев, 20 метров от окон домов, 10 – от рекламных конструкций, а также на тротуарах, газонах и во всех «иных установленных законом случаях».
Господин Салахов сказал, что больше половины жителей Набережных Челнов негативно относятся к появлению электросамокатов. Это, по его словам, показали проведенные в социальных сетях опросы, в которых приняли участие более 5,6 тыс. человек. 67% проголосовавших из первого опроса и 56% из второго – против работы электросамокатов в городе, уточнил чиновник.
Он также добавил, что с появлением электросамокатов было зафиксировано семь случаев обращения за помощью к врачам: пострадали семеро взрослых и один ребенок. «Все эти обращения поступили от людей, которые воспользовались услугами проката электросамокатов»,--подчеркнул господин Салахов.
Руководитель исполкома отметил, что в прошлом году в городе появлялись два кикшеринговых сервиса, которые «тоже начали работу без согласования». После предъявленных властями условий они приняли решение уйти из города, проработав не больше недели.
В компании Whoosh заверяют, что в Набережных Челнах «аварийных ситуаций с самокатами сервиса не зафиксировано», а половина поездок совершена с покупкой дополнительной услуги – страховкой здоровья и имущества, ответственности перед третьими лицами в случае аварий.
Также в Whoosh говорят о востребованности сервиса: за неделю работы в городе электросамокатами воспользовались более 5 тыс. жителей города. За этот срок они совершили 13 тыс. поездок, более 50% — на расстояние 5-7 км, что «говорит о том, что самокат использовался как транспорт». «Больше 20% пользователей приобрели подписку на услуги сервиса, рассчитывая внедрить самокаты в ежедневную транспортную рутину»,— добавили в компании.
В Whoosh считают изъятие самокатов незаконным и утверждают, что документов, обосновывающих законность этих действий, компания не получила. Пресс-служба сервиса сообщила, что компания обратилась к мэру Набережных Челнов Наилю Магдееву с просьбой урегулировать отношения с исполкомом города, а также намерена направить жалобу в прокуратуру.
В Татарстане в целом власти не приветствуют кикшеринг. Президент республики Рустам Минниханов называл пользователей сервисов «сумасшедшими» и мешающими тем, кто «нормально идет». «Зачем самокат, если ноги есть? Бегать надо»,— говорил он на одном из совещаний.
Прошлым летом, по признанию компаний-операторов, они едва не приостановили деятельность в Казани, а в Whoosh заявляли, что столица Татарстана – единственный город, который «систематически «выживает» транспорт микромобильности». Власти требовали резко уменьшить количество парковочных зон и снизить скорость электросамокатов до 10-15 км в час. Сотрудники ГИБДД проводили «зачистки» улиц от электросамокатов под предлогом нарушения правил благоустройства и за лето изъяли около 200 единиц техники.
Как рассказал «Ъ-Казань» совладелец самарского ООО «Бэнч Райд» (икшеринговый сервис «Карусель») Дмитрий Окунь, компания пыталась попасть в Набережные Челны в этом и прошлом сезонах. «В конце прошлого сезона мы обратились в Набережные Челны, так как у нас был позитивный опыт работы в Нижнекамске. Мы решили в Камском регионе выйти полномасштабно, в том числе в Елабугу и Менделеевск»,— поделился бизнесмен. «Несколько раз мы обращались, писали письма», – отметил он, дав понять, что не получил положительного отклика. «Я понял, что нет единого мнения по поводу кикшеринговых сервисов в администрации города»,— пояснил он. Господин Окунь полагает, что некоторые представители администрации города не против кикшеринга, однако есть представители исполкома, которые настроены «очень скептически».