Кислота спасет мир
Начинается приемная кампания в высшие учебные заведения
Поговорить по душам с чат-ботом, сыграть в химическую игру, оценить кислотный дизайн, посмотреть блокбастер и примерить на себя новую профессию scieneer. Так в будущем будет выглядеть для выпускника школы процесс выбора университета. Или уже выглядит?
В российских университетах начинается сезон «высокой конкуренции» — приемная кампания. Ее официальный старт происходит в июне, но борьба за лучших выпускников школ разворачивается между вузами уже весной.
Чтобы привлечь хорошо подготовленных и мотивированных абитуриентов, из которых потом получатся успешные студенты, а в дальнейшем — квалифицированные специалисты и научные кадры, университету важно уметь меняться самому и вести продуктивный диалог с новым поколением: слышать и понимать ценности будущих профи, которые сегодня только начинают путь в профессии.
Российский химико-технологический университет имени Менделеева (РХТУ) сделал в этом году нетривиальный шаг: изучил особенности поколения сегодняшних выпускников, проанализировал передовые HR и клиентские практики крупного бизнеса и затем разработал особую концепцию приемной кампании. Ее цель — не просто поддержать абитуриента в подаче документов на ту или иную специальность, а помочь 17-летним сориентироваться в многообразии направлений и тем.
Традиции или инновации
Университеты в нашей стране, да и во всем мире — устойчивые и консервативные социальные институты, призванные хранить и передавать знания и традиции. Но их задача — не только готовить специалистов, отвечающих современным потребностям общества, но и самим быть проводниками инноваций для экономики и промышленности.
Такой сложный сплав традиций и инноваций типичен для большинства российских университетов. Но когда речь идет о приемной кампании, образовательные учреждения часто поворачиваются к абитуриенту своей консервативной стороной. Что такое поступление в вуз? Просто набор формальных действий: ищи на сайте требования, подавай документы, жди итогов конкурса, определяйся и приходи.
А ведь это одно из наиболее важных решений, которое определит жизнь человека как минимум на ближайшие пять-шесть лет — или на гораздо больший срок.
Конечно, в поддержку выбора есть тесты по профориентации, подготовительные курсы и дни открытых дверей, когда вузы знакомят всех желающих с атмосферой института. Самые мотивированные абитуриенты приходят из специализированных школ и классов, где они уже в процессе обучения погружаются в предметную отрасль и могут примерить ее на себя. Но процент таких поступающих невысок, подавляющая часть — это неопределившиеся. За них и идет основная борьба.
Мы выбираем, нас выбирают
«Я сдавала ЕГЭ по химии, у меня был приличный балл, и я выбирала вуз. Понять, куда вообще можно пойти, было сложно: одинаковые запутанные разделы на сайтах вузов, куча приказов и каких-то pdf-таблиц, а поговорить там не с кем.
Выбор стал настоящим квестом. Один институт (очень известный) мне посоветовала мама. На специальность, куда я хотела, мне не хватило бы баллов, а на ту, куда могла пройти, не хотелось самой: длинное, тоскливое название, и, главное, было непонятно, куда потом идти работать с таким дипломом. Во втором вузе (в двух станциях метро от дома) мне не понравилась атмосфера плюс откровенно нагрубили в приемной комиссии. В третьем, что выдал поисковик, специальность была на слуху и мне показалась интересной, отзывы о вузе также были неплохие, но родители сказали, что таких специалистов будет полно и я не найду потом работу: нужно выбирать что-то более сложное и профильное.
В итоге я пошла в разрекламированный химический вуз на самый сложный факультет, а там оказался уклон в фундаментальную науку, что мне неблизко. Я отучилась, получила диплом, доказала себе и близким, что могу, но сейчас работаю по другому профилю».
Это реальная история 25-летней девушки из Москвы, и таких ситуаций множество. Если же абитуриент планирует поступление в другой город, определиться с выбором специальности дистанционно ему еще сложнее. Тем не менее многие вузы придерживаются некогда установленных и неизменных форматов общения с поступающими: раздел на сайте — кабинет приемной комиссии — стенд в коридоре.
«Можно не замечать и не признавать, что времена меняются, и люди, приходящие в вуз, отличаются от абитуриентов десяти- или двадцатилетней давности. Но тогда есть риск утратить связь с реальностью, а для университета такое недопустимо, ведь именно здесь формируется архитектура завтрашнего общества — экономики, промышленности и даже социума,— рассказывает глава РХТУ Илья Воротынцев.— Самые смелые идеи всегда рождаются в стенах alma mater, многие блистательные бизнес-проекты берут старт из студенческих начинаний, я уж не говорю о научных исследованиях и разработках. Наконец, работодатели ждут от выпускников вузов других знаний и компетенций, чем ранее. Вступить в диалог с будущим студентом и общаться с ним на его языке — для вуза это не дань моде, а естественная трансформация и потребность».
Лидерство, интерес и польза обществу
Насколько 17-летнему выпускнику школы под силу разобраться в названиях специальностей и по ним определить свое будущее? Чем одна программа на самом деле отличается от другой, кроме проходного балла и числа мест? Сколько времени и сил нужно потратить, чтобы на сайте каждого вуза найти всю нужную информацию по числу бюджетных и платных мест, документам, проходным баллам и т. д.?
Эксперты РХТУ начали с главного вопроса: кто такие эти 17-летние и что для них важно в жизни?
Если следовать теории поколений, то сегодняшние абитуриенты в возрасте от 16 до 18 лет — это так называемые зумеры. Есть теории, называющие их поколением next и даже «первое цифровое поколение». Но, каким бы ни было название, исследователи сходятся в описании характерных черт поколения.
Его представители свободно ориентируются в цифровых сервисах и технологиях, и многие с детства отдают предпочтение инженерно-техническим вопросам, естественно-научным направлениям, а также искусству.
Новое поколение не заинтересовано повторять известные модели, они ищут свой путь, в котором у них заложены собственные смыслы. Это неподдельный интерес к выбранной деятельности, а также влияние и конкретная польза для общества, отрасли или целой планеты. Лидерство для этих молодых созидателей — норма жизни, и в этом их отличие от коллективных «настроек» предыдущих поколений.
Новые молодые не заинтересованы делать что-то номинально, для галочки, потому что так принято. Поэтому сам диплом — «корочка» — для них не так важен, как самореализация и польза, которую принесут их усилия. Новое поколение, выстраивая жизненный трек, вкладывает в свою деятельность прикладной смысл: зачем? И в большинстве случаев удовлетворяющий их ответ — это вклад в общее развитие, польза для мира, окружающей среды или людей.
Примерка профессии или какой ты химик
«Я — химик, я создаю будущее» — так сформулировал РХТУ слоган приемной кампании-2022. И разработал отдельную концепцию и лендинг, целиком и полностью настроенный под 16–18-летних абитуриентов.
«Уже в самом нашем призыве скрыт ответ на главный вопрос: зачем? Химики сегодня выходят на первый план, поскольку химия становится метанаукой — многопрофильной, междисциплинарной, прикладной для многих отраслей. Для абитуриентов это не просто возможность выбрать профессию, которая прокормит, а шанс многое изменить в этом мире, открыть новые направления, попасть в самое ядро технологического прогресса. Говорю без преувеличений, так как запрос со стороны индустрии сейчас большой, а уровень отечественной науки и инжиниринга у нас действительно высокий»,— объясняет Илья Воротынцев.
Из сочетания науки и практики, столь ценного в сегодняшних условиях, родился новый термин scieneer — специалист, обладающий качествами и знаниями ученого и инженера. Именно такой новый тип выпускника будет особенно востребован индустрией, полагают в РХТУ. Приемный проект университета подробно рассказывает абитуриенту, какими компетенциями он будет обладать после окончания вуза.
Гость, попавший на страницу приемной кампании Менделеевки (https://future.muctr.ru/), прежде всего выбирает важные для себя и интересные сферы деятельности: «я создаю будущее в…» медицине, биотехнологиях, IT, авиации и космонавтике, энергетике и нефтегазохимии или других сферах. И сразу видит ответ на свой вопрос «зачем?» в привязке к выбранной отрасли: чтобы, например, создавать новые лекарства и технологии, заниматься информационной безопасностью, создавать условия для безопасности в воздухе и космосе или разрабатывать альтернативные источники питания.
Для каждой выбранной абитуриентом сферы деятельности университет сам фильтрует набор подходящих специальностей, дает подробно описание на каждую (сколько теории и сколько практики, в чем отличие от других, чем конкретно придется заниматься) и сразу показывает все важные данные: форму и срок обучения, цифры приема на бюджетные места, проходной балл прошлого года, количество платных мест и даже годовую стоимость обучения.
РХТУ исходит из того, что выпускнику школы гораздо полезнее будет потратить драгоценное время (а в выпускном классе оно именно такое) на изучение сутевой составляющей специальностей и осознанный выбор, чем на преодоление трудностей: блуждания по сайту, кропотливый сбор и расшифровку данных.
Университет как персональный консультант
РХТУ обращается к абитуриентам не только на их языке, но и в привычном для молодежи формате. Смелый дизайн: цветной, отчасти кислотный, современный. Он перекликается с молодежными соцсетями и визуально, и эргономически. Конечно, и среди 17-летних есть поклонники более классического дизайна веб-страниц, но, как показало тестирование лендинга, подавляющее большинство положительно отреагировало на такой friendly style. Аудитория готова воспринимать информацию и коммуницировать с вузом.
Сама возможность вступить в диалог с университетом — еще одна важная черта концепции Менделеевки. Гость может оставить заявку на общение, задать вопрос, получить консультацию и все узнать. Для этого на странице есть чат-бот с подбором специальностей, который как бы поддерживает абитуриента: «Давай мы ответим на вопросы! Мы понимаем, что ты еще не решил. Мы не прижимаем тебя к стенке с ультиматумом: решай или уходи! Мы открыты, можем подсказать, помочь». Много разных кнопок — и все ведут к общению.
«Этот инструмент мы позаимствовали у бизнеса, где он работает на удержание клиента. А в нашем случае чат-бот помогает неопределившимся выпускникам получить необходимую им консультацию»,— делится и. о. ректора РХТУ.
Общаться с будущими студентами вуз готов не только на одном языке, но и в привычных для них каналах. На страничке можно заказать напоминания в удобных для себя мессенджерах — например, Telegram или VK. И университет сам напомнит о важных датах, днях открытых дверей или сроках подачи документов.
Смотри, слушай, играй
Конечно, невозможно представить себе общение с поколением зумеров без видеоформата — самого понятного и любимого этой аудиторией.
В концепции приемной кампании РХТУ создан блог «Посмотри на эти лица». В нем снимались реальные студенты-менделеевцы, которые сейчас учатся в вузе на разных специальностях. Они рассказывают своими словами впечатления о родном вузе, делятся своими историями поступления, несбывшимися страхами и неудачами, и это тоже про поддержку. Ведь она ценнее всего для вчерашнего школьника.
Вуз выложил даже фантастический блокбастер про отмену очного образования и экспедицию в заброшенные лаборатории вуза, снятый студенческим клубом, чтобы показать: кроме учебы есть и другие формы жизни. В университете их великое множество — от спортивных секций до симфонического оркестра. Самые яркие моменты для всех поколений были, есть и остаются связанными именно со студенчеством.
В ближайшее время Менделеевка обещает запустить на лендинге специально разработанную для абитуриентов игровую механику, суть которой пока хранит в секрете. Известно только, что темой станет химия и ее связь с разными сферами деятельности человека. Ведь не секрет, что одна из самых сложных (в школьном восприятии) наук, которую к тому же реже других выбирают для сдачи ЕГЭ, окружает человека повсюду буквально с момента его рождения.
Менделеевцы стремятся пошатнуть архаичные стереотипы о химии как об опасном и недоступном занятии, о науке с непременным «звериным лицом», а заодно разрушить миф о неприступной университетской среде, ведущей общение с «новобранцами» в патерналистской манере — сверху вниз.
«Громкое слово “будущее” не что иное, как результат вполне конкретных наших сегодняшних действий,— подытоживает Илья Воротынцев.— В том числе и взаимоотношений университета и школьников — поколением новым, неравнодушным, технологичным и, безусловно, очень талантливым. РХТУ может дать им современное образование, построенное на практике и цифровых технологиях, и помочь реализоваться. Об этом говорит вся концепция приемной кампании Менделеевки: она для будущих химиков и о будущем химии и мира в целом».