Релокация налаживает сервис

Как и куда предприниматели перемещают своих сотрудников

Российский бизнес активно меняет прописку и перевозит штат в другие страны. Сервисы, помогающие компаниям релоцироваться, получают сотни заявок каждый день, рассказали собеседники “Ъ FM”. В основном, этим интересуются стартапы и IT-компании, но и предприниматели из других сфер вынуждены задумываться о переезде. Куда мигрирует бизнес? И с чем это связано? Расскажет — Даниил Бабкин.

Фото: Алексей Витвицкий, Коммерсантъ

Бизнесмены решают релоцировать компании в основном по трем причинам: некоторые сами покинули Россию по идеологическим соображениям и забирают бизнес с собой, другие столкнулись с логистическими проблемами из-за санкций, третьи тоже из-за ограничений Запада не могут проводить оплату по контрактам.

Наконец, многие крупные аутсорс-компании получили требования от американских и европейских заказчиков перевезти всех своих разработчиков за пределы России. Платформа Immigram, например, в последнее время получает сотни заявок на релокацию каждый день, и в основном это IT-компании и стартапы, рассказывает ее соосновательница Анастасия Миролюбова: «Наш продукт заключается в перевозе одаренного айтишника по Global Talent Visa в Великобританию. Это виза, которая дает право работать, учиться, делать все что угодно, только не дает права голосовать. Если это В2В, мы помогаем компаниям перевезти сотрудников в их английский офис. Но организации, которые хотят переместить офисы целиком, конечно, в сторону Лондона смотрят меньше, потому что очень большие затраты. Рассматривают и Польшу, и ближайшие страны, например, Латвию».

За последние месяцы только в Турцию уехали больше тысячи. сотрудников «Яндекса», Avito и Тинькофф-банка, писала The Wall Street Journal. География релокации крайне широка. Например, сервис Relocode работает, как с Евросоюзом, так и с Канадой, Латинской Америкой и Юго-Восточной Азией.

Цена переезда сильно зависит от региона, говорит его основатель Михаил Мижинский: «Если это релокация небольшой стартап-команды, то проще всего ее провести по стартап-визам. Это самый быстрый и удобный способ.

Команде из трех-четырех человек процесс обойдется примерно в €15 тыс. без допрасходов, которые тоже возникают.

Если это релокация IT-компаний, где сотни сотрудников, то получение рабочих виз в каждой стране происходит по-разному. И цены могут меняться от €1 тыс. за человека до нескольких тысяч».

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что говорить об окончательном решении компаний уйти из России рано. Многие вывезли работников за границу на время. Но если переехать в Евросоюз и Великобританию теперь стало намного труднее и дольше, в случае с Дубаем таких проблем нет, отмечает адвокат, партнер BGP Litigation Виктория Дергунова: «Многие наши состоятельные клиенты переехали в Дубай, который очень благоприятен и с точки зрения инвестиционного климата, и, конечно, условий налогообложения. Легко получить резидентство, легко открыть банковский счет, стать спонсором для своей семьи. Не могу сказать, что мы сталкиваемся с какими-то проблемами при релокации наших граждан в ОАЭ».

Турция, в отличие от Дубая, обходится компаниям гораздо дешевле. Владелец Mr. Doors Максим Валецкий, например, релоцировал туда свой экспортный бизнес: «Надо быстро общаться, быстро принимать решения. Стамбул в этом смысле идеальный логистический центр. Он гораздо ближе к Европе, чем тот же самый Дубай, при этом на порядок дешевле. Закупать продукцию у российских мебельных предприятий слишком большой риск, поэтому мы переключили половину заказов на турецкие предприятия. При сегодняшнем курсе цены у них более конкурентные».

Сам бизнес в большинстве случаев от релокации ничего не теряет, считают собеседники “Ъ FM”. Если ситуация изменится, многие вернутся в страну. А если нет — закрепятся на новых рынках.

Вся лента