Импортозамещение, сохранение ресурсов в стране и благотворительность
Три задачи самоокупаемой экосистемы сбора и переработки текстиля российского бизнесмена Артура Котлярского
По данным РЭО (Российского экологического оператора), в 2021 году Россия закупила в Европе 14 700 тонн ветоши на сумму около 10 млн долларов. При этом в России каждый год образуется около 1 900 000 тонн текстильных отходов — того самого сырья, которое используется для производства ветоши (обтирочного материала, тряпок).
Налицо парадоск: готовое сырьё миллионами тонн отправляется каждый год на российские свалки — и пока это сырьё разлагается, российские предприятия тратят валюту на закупку готовой ветоши за границей, в том числе в странах Европы: Германия, Польша. Организации и производства закупают за рубежом десятки тысячи тонн ветоши, которую можно было бы получить, переработав выброшенный на свалки текстиль. Кроме того, в последние годы в РФ ввозилось ежегодно около 2000 тонн ношеной одежды, купленной в европейских странах по 3-5 евро за килограмм — в то время как точно такая же одежда разлагается на российских свалках. Часть этой одежды могла бы отправиться в сэконд-хэнды, тем самым снизив зависимость России от эксперта поношенной одежды. А выброшенную синтетику можно было переработать в топливо для производств, где требуются высокие температуры: металлургия, ТЭЦ, цементное производство…
Вроде бы понятные сценарии развития, если бы не одно но. Отрасль переработки ношеной одежды и производства ветоши в России крайне неразвита — хотя потенциал для развития огромен. Отправляя текстиль на сортировку и в переработку, а не на свалку, можно наладить импортозамещение, оставить внутри страны миллионы долларов и тонны ресурсов, а заодно сберечь экологию.
«0% текстиля в мусор, 100% — на пользу обществу» — такой принцип лежит в основе работы Артура Котлярского, создателя уникальной отечественной экосистемы по приёму и вторичной переработке одежды. Котлярский — один из пионеров и апологетов этого бизнеса в России и один из немногих бизнесменов, который использует строгие европейские стандарты и этические принципы сортировки и переработки вещей. Экосистема Котлярского — масштабная и полностью самоокупаемая система глубокой переработки текстиля, которая работает на полном самообеспечении. Как замечает сам основатель, его бизнес ничего не требует от государства и общества. Отдавая безвозмездно этому обществу четверть всего объёма производства.
С середины 1990-х до 2013 года Артур Котлярский жил в Венгрии и несколько лет занимал руководящую должность в венгерском отделении немецкого концерна SOEX. SOEX — крупнейшая в Европе и одна из крупнейших в мире компаний по переработке текстиля, сортировке сэконд-хэнда и производству ветоши. Именно там, в SOEX Артур Котлярский впитал европейские принципы разумного потребления, изучил изнутри работу крупнейших в мире центров переработки одежды. После возвращения в Россию Артур Котлярский принял решение внедрять те же принципы на родине. «Ни единый текстильный лоскуток не должен оказаться на свалке. Каждый кусочек текстиля должен вернуться на службу обществу и экономике — в исходном или переработанном виде», — говорит Котлярский.
В 2013 году Артур Котлярский создал экономически эффективную компанию по сортировке и распределению вещей, которая в 2022 году выросла в целую систему вторичной переработки одежды. Текстиль собирают в контейнеры, установить которые можно на любой территории, где это позволят собственники либо муниципальные и городские власти. Частные лица и организации могут положить в такой контейнер любые ненужные текстильные изделия, которые собирались выбросить или которые годами пылились в шкафах, на антресолях или на балконах-дачах — ненужную одежду, старые тряпки и детские пелёнки, шторы, обрывки тканей, любой другой текстиль. Котлярский отправляет весь собранный объём «сырья» на сортировочные пункты, которые организовал полностью аналогично европейским центрам переработки.
Сортировка и переработка в системе Котлярского — это производственная фабрика площадью 3 000 м, которая обеспечивает переработку до 50 тонн вещей ежедневно. Производство безотходное и полностью самоокупаемое: 0% мусора после сортировки и переработки, 0 рублей субсидий, дотаций, грантов и пожертвований. Не менее 25% вещей, которые собирает Котлярский, не попадает в повторный коммерческий оборот. Часть вещей безвозмездно передаётся на благотворительность: одежду, пригодную для использования, отправляют в благотворительные фонды (например, благотворительный фонд социальной помощи нуждающимся «С миру по нитке», крупнейшая сеть приютов для бездомных в Московском регионе «Дом трудолюбия Ной»).
Из заношенной и непригодной к повторному использованию синтетики создают RDF-топливо (этот процесс дотационный, переработку оплачивает сам Котлярский). Поскольку в переработку попадает только сортированная, экологически нейтральная синтетика, такое RDF-топливо максимально безопасно для людей и окружающей среды.
Остальной текстиль с сортировочных центров Котлярского-либо уходит в переработку и превращается в ветошь, либо отправляется в сэконд-хэнды. И то и другое — примеры эффективного импортозамещения в отрасли.
Котлярский забирает на переработку несколько сот тонн текстиля в месяц у других компаний, которые собирают вещи под брендами своих благотворительных проектов, но не располагают ресурсами и технологиями для переработки всего собранного текстиля. Ни одна вещь из контейнеров не отправится на свалку, даже если конкретно эту вещь будет невыгодно перерабатывать. Котлярский берёт на себя обязательство собирать у общества сырьё и перерабатывать его — в этом базовая этика экосистемы Артура Котлярского.
Инициативы таких бизнесменов, как Артур Котлярский, «подтягивают» российских потребителей и производителей к взвешенному западному подходу рационального потребления, а также распределения и обработки ресурсов. И это особенно важно сейчас, когда так остро стоят вопросы импортозамещения. Котлярский уверен — России разумнее перенимать у западных стран современные подходы и технологии, заботу о потребителях и окружающей среде — а не приобретать готовые товары, которые можно производить в России.
Для существенного ускорения полного импортозамещения в его отрасли необходимо совсем немного — для начала достаточно разрешить поставить контейнеры для сбора текстиля на территории любого жилого комплекса, парка, предприятия, торгово-развлекательного центра и так далее. Простое разрешение на установку контейнера для сбора текстиля позволит сохранить в России больше валюты и ресурсов, полнее решить задачу импортозамещения. А также обеспечить хорошей одеждой социально незащищённые слои населения и даже внести свой вклад в сохранение экологии.
«Моя задача-максимум, — делится своими планами Артур Котлярский, — развить культуру разумного потребления у наших соотечественников, а также поднять уровень переработки текстиля внутри России до такого уровня, чтобы добиться полного импортозамещения в вопросах поставки ветоши и товаров для сетей сэконд-хэнд. Чтобы по максимуму сохранять в России деньги, ресурсы и экологию. Чтобы ни текстиля, ни ветоши не нужно было покупать за рубежом».