Прибежище искусства в Старой Деревне

История

Усадебный дом на Приморском проспекте, 87,— ровесник восстания декабристов. Он один из редких сохранившихся деревянных построек эпохи классицизма, притом в прекрасном состоянии. В нем уже более 35 лет работает детская художественная школа № 17. Пожалуй, здесь ей самое место. Ведь этот дом в далеком прошлом был связан с искусством, как никакой другой.

Дача — двухэтажный деревянный дом — была построена в стиле классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова в 1824–1825 годах

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Этот исторический район на правом берегу Большой Невки, напротив Каменного и Елагина островов, в XIX веке относился к пригородным участкам Петербурга и был необычайно живописен. Здесь располагались дворянские имения с садами, огородами и сенокосами. В 1823 году, в результате семейного раздела наследства, небольшая часть территории на границе Новой и Старой Деревни досталась Анне Сергеевне Яковлевой, одной из семи дочерей миллионера Сергея Саввича Яковлева, действительного статского советника и владельца уральских медеплавильных и «горноделательных» заводов. К тому времени Анна была замужем, и новый дом, построенный для молодой семьи, вошел в историю Петербурга под именем ее мужа — дача Афанасия Шишмарева. Подробное описание этих мест можно найти в статье Т. В. Потехиной «На земле Яковлевых (петербургские родовые гнезда как очаги русской культуры)».

Афанасий Федорович Шишмарев — представитель старинного дворянского рода из семьи генерал-майора Российского императорского флота, гвардии штабс-капитан и богатый коннозаводчик, был человеком увлекающимся и энергичным. Он слыл заядлым театралом, любителем искусств и, кроме того, судя по воспоминаниям современников,— страстным садоводом-любителем. «За дачей, в северной части участка, был разбит пейзажный сад. От дома на юг почти до самой реки тянулись цветочные клумбы, оранжереи»,— так описывается имение на сайте www.ланское.рф.

Сама же дача — двухэтажный деревянный дом — была построена в стиле классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова в 1824–1825 годах. «Центральная часть главного фасада, обращенная к набережной, украшена четырехколонным коринфским портиком; на дворовом фасаде ему соответствуют пилястры. Декоративные лепные детали, резьба, высокие полуциркульные и трехчастные окна придают дому нарядность и законченность. Внутри здания сохранились фрагменты первоначальной декоративной отделки»,— сообщает www.citywalls.ru.

Мельников к тому времени был академиком, профессором, позже стал ректором Императорской академии художеств; он считается одним из последних представителей стиля ампир — позднего классицизма. По проектам Мельникова построено немало зданий в Петербурге и соборов в разных городах Российской империи. Он был соавтором проекта Потемкинской лестницы в Одессе и, как сообщается в разных источниках, спроектировал ансамбль известной полукруглой площади, где стоит памятник дюку де Ришелье. Умер архитектор в 1854 году в возрасте 70 лет, похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Сведений о его семье и наследниках нет.

А вот Афанасий Шишмарев, напротив, всю жизнь был в окружении женщин, чад и домочадцев. Статным темноволосым красавцем изображен 36-летний хозяин дачи на портрете кисти Ореста Кипренского — летом 1826 года художник гостил в имении Шишмаревых в Старой Деревне. «Лето я провел пресчастливо! Жил на даче у Шишмарева, в саду была новая деревянная ателье, и я работал в ней не на шутку»,— цитируется письмо Кипренского другу на сайте www.tretyakovgallery.ru. Сегодня портрет находится в Третьяковской галерее. Картинно позирующий хозяин дачи одной рукой облокачивается на деревянную изгородь, другой — упирается в бок. Молодцеватая поза героя, одетого в белую «русскую рубашку», как ее назвал Кипренский, деревенский пейзаж с ромашками, вечереющее небо — все в духе русского романтизма создает впечатление эдакой декоративной пасторали, театральной декорации.

В 1827 году, в 29-летнем возрасте, умерла жена Шишмарева, Анна Сергеевна, оставив двух маленьких дочерей. Через 12 лет утонченных юных красавиц напишет Карл Брюллов. «Портрет сестер Шишмаревых» — одна из самых узнаваемых работ художника, картину можно увидеть в Русском музее. Темноволосые девушки в амазонках, затянутые в узкие бархатные жакеты с кружевными манжетами, и в шляпках с длинными вуалями сбегают по лестнице, за которой лошади уже бьют копытами. Портрет написан по заказу их отца, все на той же даче, очертания которой на портрете напоминают скорее итальянскую виллу. К тому времени Афанасий Шишмарев уже давно жил в гражданском браке с блистательной балериной Екатериной Телешовой (есть другой вариант ее фамилии — Телешева), примой петербургского Большого театра. Как сообщают разные источники, от связи с Шишмаревым она родила пятерых сыновей и дочь. Все они носили фамилию матери, а один из ее сыновей — Николай Телешов — как написано в Википедии, стал автором первого в России проекта самолета и одного из первых в мире проектов реактивного самолета.

Екатерина Телешова умерла в 1858 году. После этого Афанасий Шишмарев, по всей вероятности, обосновался в своем имении Коноплино Старицкого уезда Тверской губернии, где занялся созданием конноспортивной базы, говоря современным языком. Он сам участвовал в скачках и назван «одним из самых выдающихся спортсменов того времени» в посвященной его памяти статье в газете Старицкий вестник (www.st-vestnik.ru). Уже на склоне лет, когда ему исполнилось 79 лет, Шишмарев снова женился — на Марии Николаевне Аксеновой, по информации сайта оковецкийкафедральныйсобор.рф. Его свадебным подарком становится купчая на усадьбу в Коноплино. 8 января 1875 года, в возрасте 85 лет, Афанасий Шишмарев скончался — он похоронен в Тверской губернии, его вдова посвятила себя богу.

А его дом в Старой Деревне на открытке конца XIX века называется уже по имени нового хозяина — дача Кулебякина. Но память об Афанасии Шишмареве, как это ни удивительно, живет в Петербурге до сих пор: именно в честь него с 1883 года носит свое название Шишмаревский переулок между Приморским проспектом и Школьной улицей недалеко от его бывшей дачи. Во время Великой Отечественной войны дача была повреждена и реставрировалась в 1959–1962 годах.

По данным сайта citywalls, в 1971 году здание значилось как всесоюзный памятник архитектуры. До 1983 года, по информации www.kanoner.com, в доме располагались ясли, потом три года он пустовал. Как сообщается на сайте www.dhsh17.ru, в 1986 году здание было передано в комитет по культуре (тогда — Главное управление культуры Ленгорисполкома), где по решению городской администрации открылась детская художественная школа № 17.

В 2012 году дачу отреставрировали — через 17 лет после того, как город принял такое решение. Отсрочка объяснялась отсутствием денег. С 2001 года, по данным citywalls, здание вместе с прилегающей зеленой зоной является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Елена Федотова

Вся лента