Atria уходит с дисконтом
Финский концерн продал бизнес в сегменте быстрого питания группе «Черкизово»
Atria продала свой последний актив на российском рынке — поставляющую продукты для точек быстрого питания на АЗС компанию «Сибилла Рус». Покупателем предприятия за €8 млн стала группа «Черкизово», которая ранее приобрела у финского концерна мясоперерабатывающий бизнес. Активное развитие нетопливного бизнеса независимыми операторами и увеличение популярности внутреннего туризма обеспечат рост продаж готовой еды на автозаправках, полагают эксперты.
Группа «Черкизово» приобрела компанию «Сибилла Рус», принадлежавшую финской Atria, рассказали представители компаний. Сделка позволит «Черкизово» получить контракты на поставку хот-догов, бургеров и другой продукции быстрого питания в 4,4 тыс. точек продаж формата shop-in-shop в России и странах СНГ. Эти заведения в основном расположены на автозаправочных станциях (АЗС) и в местах для проведения досуга (парки, стадионы).
«Черкизово» входит в число крупнейших производителей мясной продукции на российском рынке. В портфель брендов группы входят «Петелинка», «Куриное царство», «Пава-Пава», Pit Product. Консолидированная выручка компании в 2021 году составила 158 млрд рублей, ее владельцем является семья Михайловых.
Стоимость продажи бизнеса составила около €8 млн (538,5 млн рублей по текущему курсу), следует из сообщения Atria. При этом бренд Sibylla, под которым работали точки продаж, в сделку не вошел. Исходя из текущего курса можно говорить о дисконте в 3–3,5 раза от рыночной цены, полагает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Это стратегически привлекательная инвестиция для «Черкизово», позволяющая усилить позиции в перспективном сегменте b2b-продаж, отмечает он.
Планы по продаже бизнеса в сегменте быстрого питания Atria анонсировала в марте этого года. Принятое решение в концерне объяснили изменившейся геополитической ситуацией, которая не позволяет продолжать работу в России. По данным kartoteka.ru, выручка ООО «Сибилла Рус» в прошлом году выросла на 27,4%, до 3,4 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась на 90,4% и составила 428,5 млн рублей. В структуре продаж группы Atria на компанию приходилось около 2%.
В «Черкизово» отметили, что сделка соответствует стратегии группы по расширению присутствия на рынке фуд-сервиса (поставки ресторанным сетям). Дополнительных подробностей в группе не уточнили. До этого агрохолдинг сотрудничал с компанией «Сибилла Рус» в качестве поставщика мясной продукции. В 2020 году на сегмент общепита приходилось 3,2% в выручке «Черкизово», в перспективе компания намерена увеличить этот показатель до 10%, следует из ее презентации. Среди клиентов группы сети McDonald’s, KFC, Burger King, Dodo pizza.
Это не первая сделка между «Черкизово» и Atria. В прошлом году агрохолдинг приобрел у финского концерна компанию «Пит-продукт». В ее управлении находились два завода по производству мясной продукции в Ленинградской области мощностью 39 тыс. тонн.
В 2021 году независимые операторы активно расширяли нетопливный бизнес на автозаправках, в результате чего количество расположенных там заведений общепита резко возросло, говорит господин Бурмистров. Дополнительным драйвером для увеличения продаж готовой еды на АЗС станет внутренний туризм, в том числе автомобильный, который будет развиваться в условиях ограниченной возможности зарубежных поездок, добавляет эксперт.
По данным NPD Group, в прошлом году доля заведений фастфуда в структуре российского ресторанного рынка достигла 57%, что сопоставимо с показателями США, Канады и Китая. В период сокращения доходов населения заведения быстрого питания демонстрируют наиболее высокую устойчивость, тогда как классические заведения проседают, указывает господин Бурмистров. По данным Focus Technologies, в марте и апреле оборот операторов фастфуда вырос на 16%, а у кафе и ресторанов в торговых центрах упал на 3% к аналогичному периоду прошлого года.