Куклы вышли из чулана
В Воронеже восстановили старый спектакль Валерия Вольховского
Воронежский театр кукол «Шут» имени Валерия Вольховского представил восстановленную версию спектакля «Легенда о добром сердце» знаменитого режиссера. Для этого были обновлены старые куклы и декорации, а актриса одного из первых составов Татьяна Сезоненко консультировала новых артистов. Корреспондент „Ъ“ Александр Прытков нашел в детском спектакле о дружбе пугала и аиста взрослые темы и не счел постановку устаревшей.
Премьера восстановленной версии спектакля «Легенда о добром сердце» в театре кукол «Шут» состоялась 14 мая. Впервые постановка, в основе которой лежит пьеса по мотивам сказки Ярослава Водражека «О пугале», была показана в Воронеже в 1989 году. Ее инсценировал знаменитый режиссер Валерий Вольховский, считающийся одним из новаторов кукольного театра. Он руководил «Шутом» в 1987–2003 годах, а после его смерти театр стал носить его имя.
«Легенда о добром сердце» была снята с репертуара десяток лет назад, а теперь спектакль решили возобновить. Для этого пришлось серьезно отреставрировать куклы и реквизит. По словам главного художника театра Елены Луценко, которая участвовала в создании оригинального спектакля, у пугала истлела голова, а у лисы — ноги. Кроме того, часть декораций, например ножки от стола, были утеряны. «Порой легче сделать новую куклу, чем старую, но тут я приложила все усилия, чтобы повторить в точности, как было. Это по сути работа реставратора»,— рассказала госпожа Луценко.
Похожие на старые ножки от стола удалось найти в одном из магазинов, а костюмы для актеров были сшиты заново.
Сам спектакль помогала восстанавливать актриса «Шута» и Камерного театра Татьяна Сезоненко, которая играла в одном из первых составов этой постановки. «Все уже придумал Вольховский, я ничего своего не добавляла, разве что какие-то мелкие актерские нюансы. Ведь спектакль все время "растет"»,— отметила госпожа Сезоненко.
По ее словам, видеозаписей спектакля не сохранилось, поэтому приходилось все вспоминать во время репетиций: «Это был постоянный процесс, даже за несколько дней до сдачи в памяти всплывали неучтенные ранее моменты». Удалось во многом восстановить его благодаря небольшому составу: в спектакле заняты два актера. Как отметили в театре, при большем количестве исполнителей это было бы труднее, так как уже не все могут вспомнить, что именно и как именно они играли.
Этот непродолжительный — час с антрактом — спектакль для детей от четырех лет рассказывает о нежной дружбе пугала Страшко и аистенка Айко. Названа постановка «Легендой о добром сердце» не просто так: у Страшко на месте сердца прикреплен колокольчик, который должен отпугивать птиц и милое треньканье которого символизирует доброту. Хозяин не стал убирать свое пугало на зиму и оставил его в поле, но Страшко выбрался из земли и отправился путешествовать. В дороге он встретил стаю аистов, которая и оставила ему Айко — у аистенка было перебито крыло, и он не мог улететь на зимовку.
Все действие разворачивается в небольшом пространстве в середине сцены. Оно оформлено под комнату рубежа XIX–XX веков: задник, вешалка, стол и банкетки, впереди занавеска. Костюмы актеров также стилизованы под это время. По столу ходят куклы, водят их два актера. За Страшко в разных составах отвечают Владимир Руднев и Григорий Вахрушев. У их партнерш Елены Симанович и Дарьи Вахрушевой диапазон ролей куда более обширный: дразнящий пугало воробей, планирующая пообедать аистом лиса, помогающий Страшко выбраться из земли ветер, укрывающая друзей от холодов ива и беспомощный аистенок.
С помощью каждого из персонажей актрисы, как и было задумано Валерием Вольховским, передают разные черты женщин: вредность, хитрость, деловитость, мудрость, нежность и ранимость.
В версии режиссера сюжет дополняется стихами нескольких поэтов, которые во время путешествия читает Страшко. Из музыки — одна из композиций Вивальди и «Адажио» Альбинони. Записи тоже оригинальные: в театре не стали искать новые аранжировки, а предпочли работать с версиями 30-летней давности. «Адажио» включается в трогательные и тревожные моменты, и этот придуманный Вольховским в 1989 году прием безотказно работает до сих пор: в сцене прощания пугала и выросшей птицы слезы наворачиваются на глаза у зрителей от мала до велика. Но мудрый режиссер не заканчивает спектакль на миноре, вместо разбитых эмоций оставляя чувство легкой грусти.
Новая «Легенда о добром сердце» получилась в чем-то старомодной. Неспешное действие, обволакивающие интонации актеров, ненавязчивая назидательность в диалогах — сейчас многие спектакли для детей делаются по иным принципам и на более высоких скоростях. Но при этом постановка не выглядит устаревшей: вечная тема дружбы здесь раскрыта полностью, а старомодность лишь придает ей шарма. Кроме того, Валерий Вольховский поставил спектакль не только для детей.
Пока маленькие зрители следят за приключениями Страшко и Айко, сопровождающим взрослым предлагается посмотреть за развитием отношений между мужчиной и женщиной: параллельно с основной историей артисты разыгрывают еще одну.