«Пушки в обмен на пшеницу»

Дмитрий Дризе — о повышении ставок в украинском конфликте

Объем военной помощи Украине со стороны Евросоюза составил €2 млрд. В эту сумму вошел очередной пакет в €500 млн, одобренный 16 мая. В свою очередь, американский Сенат назначил на 18 мая повторное рассмотрение законопроекта о выделении Киеву $40 млрд. Их предполагается направить в том числе на закупку современного вооружения. Кроме того, США и ЕС активно работают над восстановлением украинского продовольственного экспорта. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Запад идет на серьезное повышение ставок.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Пушки в обмен на пшеницу и санкции: Запад практически определился с тем, что делать дальше применительно к Украине. СМИ демонстрируют кадры тренировок украинских военных на западной технике и даже показывают ее в деле уже на территории республики. Javelin, Bayraktar, Stinger, а также NLAW остались в прошлом. Теперь на слуху американские гаубицы М777, словацкие системы Zuzana, немецкая самоходная Panzerhaubitze 2000. И танки будут, и даже самолеты не исключаются. Совсем другой уровень — не то, что было в начале. Страшно даже предположить, что будет дальше.

Впрочем, текущих поставок пока недостаточно, чтобы всерьез повлиять на ход боевых действий, но они наращиваются. Что же в ответ? Киев со своей стороны обязуется поставлять зерно на мировой рынок, дабы предотвратить угрозу глобального голода. В этой связи ключевая задача — снятие российской морской блокады. Запад давит на Москву разными способами, но все же готов где-то смягчиться. При этом видно, что южное направление станет ключевым как в военном, так и в политическом плане. Теоретически Москва может пропустить суда с пшеницей в обмен на что-нибудь. Вот ООН предлагает вывести из-под санкций калийные удобрения — это уже немало.

Однако возникает естественный вопрос: а с чем останется Украина? Учитывая, что посевная по естественным причинам сокращается, а запасы вывозятся. Ответа пока нет — есть эйфория в связи с гаубицами. Между тем заметно, что диалог России и Запада в какой-то степени возрождается. Собственно, об этом сообщил посол РФ в США Анатолий Антонов. Да, они выдвигают неприемлемые условия — это больше похоже на ультиматум, но сам факт разговора, что называется, налицо, есть движение.

Оружие, глобальный голод, санкции — это те козыри, которые есть у западного мира в разговоре с Москвой.

Понятно, что если происходящее на Украине как-то урегулировать, то $40 млрд помощи, возможно, и не понадобятся. Однако главная проблема в том, что, если процесс пошел, его сложно даже остановить — не то чтобы повернуть вспять. ВПК получает заказы, загружаются производства, страны НАТО отдают старое советское оружие, получают современное американское и европейское. Соответственно, есть те, кто на всем этом зарабатывает, и те, кто страдает, и таковых явно будет больше. Все это называется милитаризацией мирового пространства. Это не может радовать. Особенно вкупе с продовольственным и иным кризисом. Не хочется рисовать страшные картины, но оптимистом оставаться сложно, хотя нужно стараться.

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.

Вся лента