Глядя на то, во что играют современные дети — если, конечно, это не про игры на экране смартфона — люди старшего поколения иногда вздыхают: «да я бы просто умер от счастья, если бы у меня в детстве было что-то подобное». Между тем, забытые в дачной песочнице полвека назад автомобили , экскаваторы и прочая жестяная техника, которые покрылись ржавчиной и были со временем отправлены на помойку , сегодня могли бы стоить приличных денег , если бы их судьба сложилась более счастливо. О чем, собственно, и напоминает интернет-аукцион винтажных детских игрушек, который ко Дню пионерии устраивает аукционный дом «Литфонд». Часть лотов — настоящие музейные редкости, цена которых составляет десятки тысяч рублей.
Большой редкостью является механическая игрушка «Автомобиль М-111». Модель выпущена на заводе с примечательной историей. До 1918 года основанное в 1896 году предприятие называлось «Невский гвоздильный завод Петра Аристова». После революции завод получил название «Государственный металлоштамповочный завод и хромолитографии по жести „Невгвоздь“». Затем он еще несколько раз менял название, пока не получил имя «Северный пресс»
Фото: Литфонд
Механический заводной автобус №5 — практически точная копия транспорта, курсировавшего в 30-е годы прошлого века по маршруту Сокольники — ЦПКиО им. Горького. Игрушка была выпущена трестом «Универпром» на заводе механической игрушки № 8, позднее переименованном в Московский завод Механической игрушки. Колеса резиновые. Крыша снимается
Фото: Литфонд
Журнал «Советская игрушка» в 1936 году писал: «Советские дети скоро получат очень интересную игрушку — заводной автомобиль по типу непадающего автомобиля Шуко...». Сделали ее на Таганрогском заводе игрушек «Искра»
Фото: Литфонд
Механический дистанционно управляемый автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ. Произведен предприятием Ленсовнархоза в 1960-е гг. Металл, пластик, резина
Фото: Литфонд
Тот же ЗИМ, только кабриолет
Фото: Литфонд
Грузовой автомобиль-каталка ЗИС. Изготовлен в 1956 году на МЗМА (Московском заводе малолитражных автомобилей), который впоследствии стал АЗЛК и выпускал не игрушечные, а вполне взрослые «Москвичи». Габариты грузовика внушительные — 55 сантиметров от бампера до бампера
Фото: Литфонд
Гоночный болид с водителем. СССР, 1970-е годы. Металл, резина
Фото: Литфонд
Заводной механический мотороллер с ключом. Астрецовская фабрика металлических игрушек, 1970-е годы. Любопытно, что народный промысел по изготовлению игрушек возник в деревне Астрецово (ныне Дмитровский район Московской области) еще в середине XIX века
Фото: Литфонд
Механический заводной «Мотоциклист» выпущен в 1970-е годы на Ленинградском заводе металлоизделий (ЛЗМИ). В зданиях, где в советское время квартировало это предприятие — это дома 5 и 7 по 16-й линии Васильевского острова — до революции находилась типография товарищества «М.О. Вольф»
Фото: Литфонд
Этот «Лунник», то есть луноход, был выпущен в 1960-е на Киевском экспериментально-механическом заводе им. М.Ф. Ватутина
Фото: Литфонд
Съемочный инерционный автомобиль «Союзмультфильма». Верхняя Пышма, 1970-е годы
Фото: Литфонд
Трактор механический, 1970-е годы. Выпущен Астрецовской фабрикой металлических игрушек
Фото: Литфонд
Этот на вид совсем не советский автомобиль был выпущен в 1988 году. Кузов из металла, резина на колесах, на окнах — прозрачный пластик
Фото: Литфонд
Автомобиль-нефтецистерна компании Shell вроде бы не имеет отношения к нашей стране, потому что был выпущен в 40-е годы прошлого века немецкой фирмой Spielzeug Gnom Toy. Но это как посмотреть. Буквально на днях российская «дочка» Shell была куплена компанией ЛУКОЙЛ
Фото: Литфонд