Автопрому дали задний ход
К чему приведет смягчение требований к машинам
Российские власти разрешили выпускать автомобили без АБС и подушек безопасности. Правительство смягчило требования, чтобы производители смогли отказаться от недоступных из-за санкций компонентов. Среди них также тормозные системы и усовершенствованная система ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, вновь легализуется экологический класс «Евро-0», который регулирует требования к токсичности выхлопа. В результате отрасль вернулась к нормам, которые действовали 15-25 лет назад. Тему продолжит Владислав Викторов.
Жесткие санкции, которые Европа ввела против России, окончательно проявили серьезную зависимость российского автопрома от импортных поставок. Поэтому ради того, чтобы производители могли выпускать хоть какие-то новые машины, правительству пришлось заметно смягчить требования по сертификации. Теперь в России можно собирать авто без системы стабилизации, подушек безопасности и при необходимости снижать уровень экологического класса до «Евро-0».
И если опытный водитель справится с управлением авто без системы АБС, то отказываться от подушек безопасности слишком рискованно, полагает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль: «Поздравляю, мы возвращаемся в 70-80-е годы прошлого века. Я надеюсь, что эти упрощения не вызовут всплеск ДТП. Современный российский водитель разучился ездить без систем безопасности. Пожилые люди, так называемые "подснежники", и так используют классические автомобили без этих наворотов. Но новое поколение именно среднего класса очень сильно ощутит на себе изменения, к сожалению».
Впрочем, эксперты обращают внимание, что смягчение требований по сертификации стоит воспринимать лишь как рекомендацию.
В реальности производители вовсе не обязаны выпускать только такие машины. Тем более что, несмотря на всевозможные ограничения, поставки запчастей продолжаются из третьих стран, хотя ждать их приходится гораздо дольше, говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. Да и сложно поверить, что хоть кто-то действительно будет отказываться от этих систем, полагает он:
«Я просто не очень понимаю, неужели нельзя разработать какие-то свои вещи, доработать и применить их. У нас же 20-30% поставщиков запасных частей, тех же датчиков АБС, в Турции. Оттуда же можно как-то ввезти. Я каких-то недопоставок комплектующих пока не вижу. Сроки доставки сильно увеличились: то, что раньше из Китая шло две недели, сейчас идет дней 35-40. Если из Турции раньше приходило за неделю, сейчас — за 19 дней».
Тем не менее результатом глобального нарушения поставок полупроводников, которое началось еще в пандемию, стало то, что тот же АвтоВАЗ уже сейчас продает некоторые машины, например, без мультимедийной системы. Так что появление авто без АБС и подушек безопасности — вопрос времени, полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. На фоне того, что российский концерн остался еще и без поддержки Renault, похоже, даже таких упрощенных моделей много на рынке не будет.
«Запчасти для целого ряда автомобилей Lada, за исключением разве что Niva и Granta, поставляются зарубежными крупными компаниями. Многие из них отказались от работы на российском рынке, поэтому Lada приходится выпускать без электронных блоков, которые во всем мире устанавливаются годов с 70-х. А мы в XXI веке от них отказываемся. Эти автомобили дешевыми не будут, они просто будут в наличии. А сейчас это уже много»,— пояснил Шапарин.
В правительстве настроены оптимистично, поэтому послабления будут действовать до февраля следующего года. Но их могут и продлить. Однако эти меры в любом случае не касаются любых импортных автомобилей, которые теперь, похоже, становятся предметами роскоши.