Как предприниматели мечтают о свободе

Предпринимательское сообщество уже давно просит минимизировать риски необоснованного уголовного преследования. Представленные в рамках запроса администрации президента инициативы ранее неоднократно направлялись и в правительство и обсуждались на встречах с президентом.

Так, предложения экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» уже вошли в апрельский перечень поручений президента по итогам встречи с членами объединения (утв. президентом РФ 26.04.2022 №Пр-740). Речь идет о расширении оснований для отказа в возбуждении уголовных дел при возмещении предпринимателем выставленной налоговым органом недоимки до принятия следственным органом процессуального решения, а также приведении срока давности по налоговым составам в соответствие со сроком хранения документов за счет снижения санкции в виде лишения свободы на один год.

Предложения «Опоры России» и вовсе датируются ноябрем 2020 года. Среди инициатив — смягчение ответственности за экономические преступления. В частности, предлагается ограничить максимальный сроку привлечения предпринимателей к налоговой ответственности шестью годами с момента окончания противоправного деяния — что соотносится с пятилетним сроком хранения основных бухгалтерских и налоговых документов. Что касается уголовно-процессуального законодательства, бизнес рассчитывает на расширение практики применения залога. С ними согласны и коллеги из РСПП. «В условиях снижения предпринимательской активности необходимо максимально обеспечить защиту предпринимателей от применения к ним мер пресечения, которые приводят к приостановлению деятельности юридических лиц (заключение под стражу и домашний арест лиц из числа руководства организаций часто парализуют процесс управления компанией и принятия оперативных решений), а также исключить возможность для давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования»,— указывают там. Среди возможных механизмов — урегулировать в ст. 106 УПК РФ размер залога в качестве меры пресечения с учетом инкриминируемого преступления и размера причиненного вреда (например, в двухкратном размере причиненного ущерба), пока в статье установлен минимальный размер залога.

В целом деловые объединения настаивают на декриминализации отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности. Например, в РСПП предлагают пересмотреть подход к наказанию за незаконное предпринимательство (лицо уклоняется от исполнения требования о госрегистрации, то есть если бы эти требования были выполнены, то предпринимательская деятельность считалась бы законной) и нарушение авторских и смежных прав (уголовная ответственность на практике практически не применяется). В Торгово-промышленной палате предложили минимизировать риски необоснованной квалификации действий работников предприятий как групповых преступлений: такими не могут считаться деяния, если в ходе их расследования установлена прямая вертикаль подчиненности руководителя организации и его сотрудников. По мнению ТПП, работники предприятия или организации, выполняющие распоряжения своего руководителя, не должны обвиняться в групповом сговоре, если не будет доказан прямой умысел на совместное совершение преступления.

Диана Галиева

Вся лента