Железнодорожный экспорт теряет объемы
Западным рынкам пока альтернативы нет
Погрузка на железной дороге сильно страдает от падения экспорта: за четыре месяца погрузка на экспорт сократилась на 10,2%, в апреле упала на 15,6% к тому же месяцу прошлого года. Причина — потеря Россией западных экспортных рынков. Переориентация на альтернативные направления происходит постепенно и, несмотря на определенные успехи, не в тех объемах, которые требовались бы для поддержания экспорта на прежнем уровне. По мнению экспертов, полностью сохранить в текущем году экспорт на уровне предыдущего не удастся, однако в будущем возможна частичная компенсация утраченного объема перевозок за счет внутреннего рынка.
Экспортные перевозки на сети ОАО РЖД падают. В апреле на экспорт были погружены 35,1 млн тонн, что на 15,6% ниже уровня апреля 2021 года, за январь—апрель экспорт, падавший по итогам каждого месяца, снизился на 10,2% к уровню 2021-го, до 146,7 млн тонн. В апреле сократилась погрузка на экспорт всех основных номенклатур грузов. В частности, на 9,9% упала погрузка угля, на 13,8% сократились экспортные перевозки нефтегрузов, на 7,6% — строительных, на 6,6% — черных металлов. Сильнее всего в долевом выражении сократился экспорт лесных грузов (на 44,7%), железной руды (на 42,9%) и удобрений (на 40,8%).
Отчасти падение экспорта компенсируется ростом внутрироссийских перевозок, которые за четыре месяца прибавили 4,4%, достигнув 257,9 млн тонн. Те же удобрения, которые так сильно просели в экспортных перевозках, во внутрироссийских показали рост в апреле на 24,5%. Глобально погрузка удобрений вышла на второе место в истории, составив за четыре месяца 20,6 млн тонн. Более того, по мнению экспертов, доходы ОАО РЖД будут падать медленнее объемов экспорта, поскольку их поддерживает рост расстояния перевозок из-за изменения логистических цепочек.
ОАО РЖД лишилось ряда экспортных рынков, в частности Финляндии, в сообщении с которой перевозилось около 12 млн тонн в год, в том числе уголь, минудобрения, лесные и нефтяные грузы. Финская VR Group прекратит трафик и свернет свои операции в РФ до конца года. Также нестабильно принимает грузы Китай в силу локдаунов. Немаловажной представляется и потеря самого рынка Украины, поглощавшего около 30 млн тонн российских грузов в год.
Постепенно ОАО РЖД осваивает альтернативные направления перевозок, которые показывают рост, хотя в некоторых случаях взрывной рост является результатом низкой базы. Так, на 102,8% выросли перевозки через порты Каспия. На 86,1% увеличилась передача грузов через погранпереход «Самур» на границе с Азербайджаном. В середине марта ОАО РЖД фиксировало, что спрос на перевозки через него вырос с начала месяца вчетверо. Монополия, в частности, активно загружает этот погранпереход, чтобы снизить доступность транзитных коридоров в обход России, загрузив своими и транзитными грузами железнодорожную инфраструктуру Азербайджана ( см. “Ъ” от 20 апреля). До 31,4 млн тонн выросла в январе—апреле погрузка на экспорт в адрес портов Северо-Кавказской железной дороги, что является лучшим историческим результатом.
Не сократить экспортные перевозки не получится, прогнозирует глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Даже если бы все российские экспортеры смогли за счет предложения дисконта переориентировать грузовые потоки в страны, которые не ввели санкций, они физически не смогли бы отгрузить по железной дороге все объемы, направлявшиеся в Европу, полагает эксперт: во-первых, сам процесс переориентации занимает время, во-вторых, узкие места на железной дороге в направлении портов юга и Дальнего Востока не позволяют в полном объеме использовать мощности портов. К тому же, добавляет он, сам потенциал переориентации потоков зависит от уровня поддержки России странами, которые не ввели санкции, а они проявляют осторожность, поскольку работа с Россией — история сейчас довольно токсичная, несмотря на дисконты, и многие импортеры, в частности госкомпании, воздерживаются от нее. «Плюс к тому отсутствие серьезных успехов и перспектив быстрого завершения спецоперации снижает готовность зарубежных партнеров помогать России в вопросах диверсификации грузопотоков из-за их прагматичного подхода»,— добавляет эксперт.
Возможно, появится шанс частично компенсировать потерю экспорта внутренними перевозками, например увеличив погрузку строительных грузов с учетом господдержки строительной отрасли и перспектив восстановления пострадавших регионов Украины, но это история не текущего года, поскольку боевые действия все еще идут, говорит господин Бурмистров. Сейчас для ОАО РЖД ключевая задача, резюмирует он,— не ухудшить положение грузовладельцев и оперативно переориентировать потоки, не допуская потери ими возникающих возможностей наращивания экспорта и оперативно реагируя на локальные изменения, например на резкое сокращение транзита из Китая, где введен локдаун.