Безработица не торопится
Компании в Сибири все больше работников отправляют в простой
Около двух тысяч работников в Новосибирской, Омской областях, Алтайском и Красноярском краях находятся в режиме простоя, по сравнению с пандемийным 2021 годом рост составил 3,6%. Тем не менее власти говорят, что ситуация с занятостью сейчас лучше, чем в 2021 году. Сервисы по поиску работы и сотрудников считают, что региональный рынок реагирует на изменения в экономике не так быстро, как в центральной части страны, кроме того, еще в начале года в Сибири наблюдался жесткий дефицит кадров, который сейчас не дает возможности сибирским работодателям резко остановить найм сотрудников. Однако и в регионах замедление и сокращение спроса со стороны работодателей происходит в тех же секторах, что и в стране в целом, отмечают эксперты.
К середине мая в Новосибирской области в режим простоя были переведены около 900 сотрудников на 30 предприятиях. «Это на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года»,— уточнили в минтруда региона. Причинами простоя названы модернизация оборудования, недопоставка комплектующих, падение спроса на производимый товар и др. «Режим простоя вводился на предприятиях и в периоды подъема экономики»,— отметили в минтруда. Число работников, заявленных к планируемому увольнению, увеличилось в сравнении с началом года до 2,1 тыс. человек в 166 организациях (на начало года — 1187 человек в 149 компаниях). На сайте ведомства указано, что с начала года в области сокращены 917 работников (год назад — 1,4 тыс.), из них с марта уволены 540 человек. В то же время в минтруда отметили, что уровень зарегистрированной безработицы в регионе снизился с 1,8% в начале года до 1,2%: «На положительную динамику влияют действующие в регионе меры поддержки, например профпереобучение сотрудников с использованием бюджетной субсидии».
В Красноярском крае в простое находятся 498 сотрудников (–18% к маю 2021 года). «В основном речь идет о магазинах западных брендов, которые ввели такой режим в связи с нарушением цепочек поставок товаров из-за рубежа, и об авиакомпании „Азур эйр“ в связи с введением западными странами ограничений на использование авиационной техники и закрытием воздушного пространства за пределами территории России»,— уточнили в агентстве труда и занятости населения Красноярского края. В ведомстве также отметили, что с начала года в регионе фактически были уволены 1,1 тыс. человек (за аналогичный период 2021 года — 1,9 тыс.).
Иная ситуация в Алтайском крае, где в простое числятся 246 человек из 14 организаций — это на 15% больше, чем годом ранее. На увольнение заявлено 806 человек (год назад — 1,5 тыс.). «Массовых высвобождений не предполагается»,— сообщили в краевом управлении по труду и занятости. В Омской области также выросло число сотрудников, переведенных в режим простоя, — 325 человек из 17 организаций (год назад — 59 работников из трех компаний). Большинство из них работают в торговых компаниях и общепите, они временно переведены в такой режим, в том числе из-за влияния антироссийских санкций, уточнили в областном минтруда. К увольнению в мае-июне работодателями заявлено 960 человек в 102 организациях, год назад — 1,1 тыс. человек в 104 компаниях. Массовое увольнение сотрудников (всего 331 человек) планируется в трех организациях, отметили в минтруда (год назад — 477 работников в семи организациях). «Большая часть работников заявлены к высвобождению в рамках организационно-штатных мероприятий и по итогам процедуры массового увольнения сохранят занятость в данных организациях»,— уточнили в ведомстве.
Рынок труда в Сибири реагирует на изменения не так остро и не так быстро, как столичные агломерации и центральные регионы страны, говорят в «hh.ru Сибирь». Однако тренды в округе совпадают с общероссийскими — замедление и сокращение спроса со стороны работодателей происходит в тех же секторах, что и в стране в целом, отмечают эксперты.
В целом по первому кварталу 2022 года вакансий в регионах Сибири стало больше на треть по сравнению с таким же периодом прошлого года. Рост был отмечен во всех регионах, кроме Новосибирской области (–9%), сообщили в «hh.ru Сибирь». Наибольший спрос был на начинающих специалистов и студентов (+213%), специалистов по инсталляциям и сервису (+182%), строителей (+110%), рабочий персонал (+105%). При этом уже в первом квартале отмечено снижение вакансий в сфере госслужбы (–71%), страховании (–68%), автомобильном бизнесе и банковской сфере (по –36%), науке и образовании (–10%). В апреле 2022 года по сравнению с мартом снижение спроса на кадры отмечено во всех регионах, больше всего в Новосибирской области (–8,2%) и Кузбассе (–7,6%), подсчитали в «hh.ru Сибирь». По данным Superjob, в Сибири число вакансий за месяц сократилось на 6%. Наибольшее снижение произошло в банковской сфере, в сферах инвестиций и лизинга: на 22% по сравнению с апрелем 2021-го и на 15% к марту текущего года. При этом активность соискателей из Сибири выросла в апреле на 13%, говорят в «hh.ru Сибирь». После введения антироссийских санкций чаще стали искать работу IT-специалисты (+5,1% в апреле к марту), говорят в «hh.ru Сибирь». В этой сфере — IT, интернета, связи и телекоммуникаций — отмечен и рост числа вакансий, говорят в Superjob: «В апреле в Сибири вакансий в IT-отрасли стало на 47% больше, чем в апреле 2021 года, и на 10% больше, чем месяцем ранее. Эта же сфера показала наибольший прирост зарплаты — на 7,3%».
Аналитики отмечают, что работодатели снижают активность в найме сотрудников. Почти треть компаний в марте сообщили, что сокращают число своих вакансий, только 8% компаний увеличивают подбор, хотя не планировали этого делать ранее. «Рынок труда в Сибири в прошлом году и в начале этого находился в состоянии жесткого дефицита кадров, более выраженного, чем по стране, в среднем — при комфортном соотношении для рынка труда 5-6 резюме на вакансию — в Сибири приходилось 3,6 резюме на вакансию. Сейчас этот накопленный дефицит не дает возможности сибирским работодателям резко притормозить наем»,— говорят в «hh.ru Сибирь». Пока аналитики сходятся в том, что летом будет понятна новая конфигурация на рынке труда, то, что происходит, — это период ожидания и адаптации, отметили в компании.
По данным Минэкономразвития РФ, пик безработицы в России ожидается в третьем квартале 2022 года. «Сначала мы ожидали пика во втором квартале. Будем смотреть по ближайшим двум месяцам. Полагаю что к июлю мы серьезно пересмотрим прогноз по безработице. Думаю, ситуация будет развиваться даже чуть лучше»,— цитировал ТАСС ранее представителя министерства.