Отца представили суду
Гражданин КНР просит вернуть ему дочь, рожденную суррогатной матерью
В Красноярском крае в пятницу возобновится судебный процесс по иску гражданина КНР Сунь Кая об установлении отцовства и передачи ему ребенка, рожденного суррогатной матерью. Его дочь — одна из 20 младенцев, которые фигурируют в уголовном деле о торговле детьми и уже около двух лет находятся в домах ребенка. Процесс был прерван из-за экспертизы ДНК, которая доказала факт родства истца и ребенка. Ранее этим же судом было отказано другому гражданину Китая в возврате ребенка на том основании, что донор яйцеклетки не давал согласие на передачу младенца отцу.
Городской суд Сосновоборска 20 мая продолжит разбирательство по иску гражданина КНР Сунь Кая, который добивается признания своим ребенка, рожденного суррогатной матерью. В декабре 2020 года красноярские следователи заявили о раскрытии криминальной схемы торговли младенцами. Ее предполагаемым организатором, по данным силовиков, являлся директор центра сопровождения суррогатного материнства «Дидилия» Станислав Гончаровский. Его помощниками в бизнесе стали супруга и трое знакомых. По данным следствия, участники преступной группы подыскивали женщин, готовых за деньги выносить ребенка для иностранцев.
Матерям обещали заплатить по 850 тыс. руб.
Среди тех, кто соглашался, в основном были жительницы Казахстана. Для проведения процедуры ЭКО их отправляли столицу Камбоджи Пномпень. Всю беременность женщины проживали у себя дома и за несколько недель до родов приезжали в Красноярск. После выписки суррогатные матери оставляли младенцев в роддоме и возвращались к себе на родину. Предварительно они оставляли своим красноярским «кураторам» доверенность, уполномочив представлять их интересы в госорганах. «Женщины, родившие детей, записали себя их матерями в свидетельстве о рождении. То есть в соответствии с семейным законодательством РФ у них возникли родительские обязанности»,— пояснили в региональном управлении Следственного комитета. Правоохранители возбудили ряд уголовных дел о торговле детьми (ст. 127.1 УК РФ). Помимо Станислава Гончаровского и его помощников, под следствием оказались пять суррогатных матерей и сотрудница краевого перинатального центра, помогавшая с оформлением документов. Два десятка младенцев в возрасте от одного до семи месяцев, которых, как предполагается, намеревались отправить в КНР, забрали у нянь и передали в несколько красноярских детских домов. Решения по главным фигурантам расследования еще не приняты.
По словам адвоката Игоря Трунова, представляющего в России интересы иностранных граждан, он подал в красноярские суды от имени 20 китайских семей иски о возврате детей. Они находятся на разных стадиях рассмотрения.
Как считает адвокат, младенцев можно считать российскими с большой натяжкой, а единственное, что их связывает со страной — красноярский роддом, где они появились на свет.
Новорожденные, говорит господин Трунов, являлись детьми иностранных граждан: их биологические отцы — граждане КНР, суррогатные матери — жительницы Казахстана, донорская яйцеклетка получена в банке Камбоджи, там же происходил процесс подсадки эмбриона.
Одно из двух десятков таких дел суд уже рассмотрел. «В конце апреля 2022 года Сосновоборский городской суд Красноярского края отказал в иске о передаче на воспитание дочери гражданину КНР, прилетевшему в Красноярск и сделавшему экспертизу ДНК, подтвердившую родство с ребенком, несмотря на просьбу представителя детского дома»,— рассказал «Ъ-Сибирь» адвокат Трунов. По словам защитника, его доверителю отказали на том основании, что у суда нет подтверждения того, что донор яйцеклетки отказывается от ребенка и дает согласие на передачу младенца отцу. «Как он (отец.— "Ъ-Сибирь") найдет этого донора, чье имя срыто врачебной тайной?» — недоумевает господин Трунов. Адвокат заявил, что обжалует решение суда в апелляционной инстанции «для восстановления законности и воссоединения детей, являющихся иностранными гражданами, с их генетическими отцами».
Рассмотрение иска господина Сунь Кая началось еще в прошлом году, но в слушаниях был объявлен перерыв в связи с экспертизой ДНК, которая, по словам адвоката, подтвердила факт отцовства его доверителя. Галина Космынина, главврач красноярского специализированного дома ребенка №5, где находится ребенок истца, посчитала преждевременным комментировать судебное разбирательство. Детский омбудсмен в Красноярском крае Ирина Мирошникова заявила «Ъ-Сибирь», что за историей с младенцами следит с самого начала и «живет ею».
«Я, разумеется, только за интересы детей. С тех пор как они оказались в государственных учреждениях, они, конечно же, оказались в безопасности. А как суд будет рассматривать и что учитывать — это вопрос не ко мне»,— сказала Ирина Мирошникова.
Между тем 19 мая комитет по безопасности Госдумы РФ рекомендовал к принятию в первом чтении законопроекта о запрете иностранцам пользоваться услугами суррогатного материнства в РФ. «К такому решению нас вынуждают случаи гибели и торговли детьми, рожденными суррогатными матерями для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные факты неоднократно попадали в поле зрения правоохранителей, а особенно часто в период пандемии»,— рассказал глава комитета Госдумы Василий Пискарев. Парламентарий напомнил, что за «последнее время вынесено два обвинительных приговора в отношении врачей-репродуктологов и гендиректора Европейского центра суррогатного материнства по обвинению в продаже детей от суррогатных матерей иностранцам и причинении смерти по неосторожности».
Законопроект вводит обязательное получение детьми российского гражданства, если они рождены или вынашивались суррогатной матерью на момент вступления в силу указанного запрета. Это, как считает господин Пискарев, позволит уполномоченным органам РФ осуществлять необходимый контроль за дальнейшей судьбой вывезенных детей. Еще одним важным требованием, которое будет закреплено в законе, является наличие российского гражданства у суррогатной матери. «Это не позволит обойти запрет на участие иностранцев в использовании института суррогатного материнства»,— аргументировал парламентарий.
По мнению Игоря Трунова, указанный запрет может рассматриваться как нарушение Российской Федерацией ряда международных соглашений, участником которых она является. Кроме того, указал адвокат, отдельные положения законопроекта идут в разрез с внутренним законодательством России. Господин Трунов считает законопроект «популистским», поскольку он приносит дополнительные политические очки разработчикам: «Эта тема щекочет нервы и разрывает сердца, особенно женщинам». Кроме того, полагает адвокат, закон в случае его принятия негативно повлияет на потоки медицинского туризма в Россию.