Петербургский авторынок нащупывает дно
Падение продаж новых машин в городе в апреле продолжилось
Индекс контрактования новых автомобилей у петербургских дилеров (рассчитывается ассоциацией «Автомобильные дилеры России» (РОАД) и ГК «Прагматика» на основе заключенных и расторгнутых контрактов в дилерских центрах в течение месяца) в апреле уменьшился по сравнению с мартом на 62%. Эксперты прогнозируют, что продажи новых легковых машин в следующие месяцы будут составлять не более 20–30% год к году. По их мнению, на спрос влияют высокие ставки по кредитам и рост цен на автомобили, а дилеры придерживают товарные запасы из-за сомнительных перспектив их пополнения.
По данным РОАД, показатель апреля заметно лучше индекса контрактования за март, по итогам которого падение составило 140% к результатам февраля. Трафик в автосалонах Санкт-Петербурга начал восстанавливаться в конце апреля в связи с тем, что потребители стали адаптироваться к новым реалиям на авторынке, считают в ГК «Прагматика», управляющей десятью дилерскими центрами в шести городах Северо-Запада России.
Директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский предполагает, что рост количества обращений за автомобилями в апреле во многом связан с уменьшением ключевой ставки Банка России с 20 до 14%. «Как итог — увеличение числа кредитных сделок и количества кредитных программ от банков. Например, в наших автосалонах в апреле доля выданных кредитов на новые автомобили выросла в 1,5 раза по сравнению с мартом, а в мае она уже достигает половины от всего объема сделок»,— говорит топ-менеджер компании.
Доля Санкт-Петербурга в общем объеме контрактования новых автомобилей в России в апреле 2022 года составила 7,1% против 8,2% в марте.
Данные по апрельским продажам в Петербурге (в абсолютных цифрах) еще не опубликованы, но гендиректор и основной владелец петербургской сети «Аларм-Моторс Холдинг» Роман Слуцкий предполагает, что было продано не более 2,5 тыс. новых автомашин. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в целом в России продажи новых легковых и коммерческих автомобилей (без учета статистики по BMW и Mercedes-Benz) в апреле снизились по сравнению с результатом за апрель прошлого года на 78,5%, до 32,7 тыс. штук, за четыре месяца — на 43%, до 293,8 тыс. штук.
В январе — марте 2022 года, по данным портала Auto-Dealer.ru, в городе было продано 24 850 новых автомобилей против 38 247 в первом квартале прошлого года (–35%). В частности, Kia было продано 3195 единиц (–45%), Hyundai — 3083 (–29%), Renault — 2235 (–26%), Lada — 2127 (–55%), VW — 1683 (–38%).
Автоэксперт Денис Гаврилов отмечает, что падение продаж на треть по итогам первого квартала во многом произошло из-за результатов марта, когда в городе было реализовано на 68% автомобилей меньше, чем в марте 2021 года. «Все массовые бренды из-за ограничения или остановки поставок показали отрицательные результаты. Рост удалось продемонстрировать только некоторым китайским брендам (Haval и Geely) или отдельным маркам, у которых была низкая база в первом квартале прошлого года (Infiniti, Chevrolet). В целом динамика продаж в марте показывает, в каком состоянии рынок будет в ближайшие месяцы. Вполне реально, что результаты апреля и мая будут также на уровне падения от 60–70% и ниже»,— сказал эксперт.
Господин Слуцкий утверждает, что продолжившееся значительное падение продаж новых автомобилей в апреле обусловлено как уровнем спроса, так и качеством предложения. «Основные драйверы снижения спроса в апреле: существенное укрепление рубля на фоне сохранившихся высоких цен на автомобили и заградительные процентные ставки. Предложение на рынке было весьма турбулентным. Автомобилей у дилеров и дистрибуторов было достаточно для того, чтобы продать на 2–2,5 тыс. автомобилей больше, однако участники рынка не спешили с распродажами ввиду неочевидности пополнения товарных запасов в ближайшие месяцы. В результате по всем основным легковым брендам рынок апреля просел на 70–80% к апрелю 2021 года»,— описывает ситуацию топ-менеджер компании.
С его точки зрения, объем рынка и ценовая стратегия игроков в сегменте бюджетных автомобилей в ближайшие месяцы во многом будут определяться поведением ведущих китайских производителей — Haval, Geely, Chery, которые в настоящее время являются единственными системными поставщиками автомобилей в дилерские сети. «Если предположить, что они нацелены в ближайшие месяцы вернуться к своим дофевральским объемам продаж, а это около 1000 автомобилей в месяц на Петербург, то их автомобили должны стоить еще на 150–200 тыс. рублей дешевле. Такая ситуация вынудила бы всех остальных игроков подстраивать свои ожидания по доходу с машины и объему продаж. Сегодняшние ценовые предложения ведущих китайских брендов позволяют им продавать максимум 300–350 машин в месяц»,— рассуждает глава «Аларм-Моторс».
По мнению господина Слуцкого, объем авторынка будет во многом определяться движением ключевой ставки ЦБ. «Похоже, что для заметного оживления спроса ставка не должна быть выше 12%. В любом случае, объем авторынка Петербурга в ближайшие месяцы будет колебаться в значениях не более 3–5 тыс. новых автомобилей в месяц»,— сказал он.