Электронная колесница
Умер Вангелис
На 80-м году жизни во французской больнице скончался греческий композитор Эвангелос Одиссей Папатанассиу, которого весь мир называл просто Вангелис. Причины смерти не называются.
Вангелис рос в Афинах и уже в 4 года сочинял музыку, причем не только сидя за фортепиано, но и придумывая новые звуки при помощи кастрюль, наполненных гвоздями. Фактически он сам был себе учителем. В ответ на попытки родителей дать ему «правильное» музыкальное образование он придумывал свои собственные методики. Вангелис развил у себя феноменальную музыкальную память и многие классические произведения мог играть на слух. В детские годы он отлично ориентировался в греческой народной музыке и церковных песнопениях, а в 12 лет уже вовсю слушал джаз и рок. К 18 годам Вангелис в совершенстве освоил орган Hammond, а в 20 собрал группу Fornmix, которая играла современную поп-музыку.
Во второй половине 1960-х Вангелиса стали активно привлекать к созданию музыки для греческого кино, которое переживало настоящий расцвет. Несмотря на растущий спрос на музыку Вангелиса в родной Греции, он все же решил попытать счастья в Мекке рок-н-ролла Лондоне. Однако английскую визу ему не дали, и он осел в Париже, где вместе с земляками Демисом Руссосом, Лукасом Сидерасом и Сильвером Кулурисом собрал прогрессив-роковую группу Aphrodite`s Child.
В 1968 году песня Aphrodite`s Child «Rain and Tears» заняла первое место во французском, бельгийском и итальянском чартах. Феноменальный успех Aphrodite`s Child был громким, но недолгим. В 1971 году группа распалась. А Вангелис продолжил работать в качестве продюсера и соавтора с Демисом Руссосом.
Впрочем, мир поп-музыки Вангелис считал скучным, ему больше нравилось работать над произведениями более амбициозными и более масштабными.
В 1972 году Вангелис выпустил первый сольный альбом — «Make Your Dream Last Longer Than the Night». Он был посвящен студенческим акциям 1968 года в Париже. Композитор называл этот альбом «симфонической поэмой». В нем инструментальная музыка сочеталась с отрывками из выпусков новостей, уличными записями песен протеста и строчками из революционных парижских граффити.
В середине 1970-х группа Yes предложила Вангелису место клавишника, освободившееся после ухода Рика Уэйкмана. Однако у Вангелиса продолжались проблемы с рабочей визой, к тому же ему не нравилась идея длинных гастрольных турне. И все же в Лондоне он в конце концов остался. Музыкант обустроил там домашнюю студию, а впоследствии подписал контракт с лейблом RCA. В рамках этого контракта он записал альбомы, ставшие классикой электронной музыки. К тому же вокалист Yes Джон Андерсон оказался настолько преданным фанатом Вангелиса, что музыканты в итоге сформировали дуэт Jon and Vangelis, просуществовавший до 1991 года.
Самым большим коммерческим успехом Вангелиса стал саундтрек к спортивной драме Хью Хадсона «Огненные колесницы» (1980). Логично было ожидать, что поединок двух британских бегунов на Олимпийских играх 1924 года будет озвучен оркестром, но Вангелис обошелся простым синтезаторным ходом, создавшим соразмерное истории возвышенное и героическое настроение. Тема из «Огненных колесниц» возглавила все самые престижные хит-парады, удостоилась «Оскара» и стала, возможно, самым популярным саундтреком к спортивным зрелищам любого рода.
Спустя всего год Вангелис повторил успех, сочинив музыку для «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. В 1992 году режиссер и композитор снова работали вместе — на съемках фильма «1492: Завоевание рая», приуроченного к 500-летию открытия Америки.
Вангелис занял одно из самых почетных мест в пантеоне кинокомпозиторов XX века и надолго обеспечил себя заказами от Голливуда.
В 1990-е и в новом веке он продолжал активно работать. В частности, его интересовали исследования космоса, результатом чего стала вокальная симфония «Mythodea» (1993) о миссии NASA «Марс Одиссей». К космической тематике Вангелис вернулся в 2014 году после того, как поговорил по скайпу c находящимся на борту МКС астронавтом Андре Кёйперсом о миссии «Розетта». История о посадке космического аппарата на поверхность кометы вдохновила 70-летнего композитора на очередную синтезаторно-оркестровую запись, в которой были налицо и свойственная всем работам Вангелиса кинематографичность, и героическая интонация, характерная для любого разговора о космосе с массовой аудиторией. Последний его альбом вышел в 2021 году и назывался «Juno to Jupiter» («Юнона к Юпитеру»)
До последних дней Вангелис оставался непререкаемым авторитетом для создателей электронной музыки по всему миру и при этом категорически отказывался считать ее чистым развлечением, о чем неоднократно говорил в интервью.