У бизнесменов все стабильно
Как предприниматели оценивают свое состояние
Больше половины предпринимателей не видят для себя возможностей в нынешнем кризисе. Самая большая доля скептиков оказалась среди владельцев микро- и малых предприятий, следует из данных опроса в рамках индекса RSBI. По ним санкционный кризис ударил сильнее всего, поскольку многие оказались зависимы от импорта. Но в целом большинство из них оценивает свое состояние как стабильное. И на этом фоне некоторые опрошенные “Ъ FM” бизнесмены надеются как минимум сохранить это положение. При этом развитие пока отходит на второй план. Тему продолжит Владислав Викторов.
Тезис о том, что кризис — время возможностей, активно продвигают российские власти. Об этом в апреле говорил премьер-министр Михаил Мишустин, это же повторил и первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко в мае. Однако оптимизм чиновников разделяют далеко не все предприниматели, особенно представители малого бизнеса. Многие игроки были сильно привязаны к импорту, и как только начались перебои с логистикой, а затем еще и часть иностранных компаний стала прекращать отношения с Россией, возникли проблемы.
Например, для учредителя химчистки-прачечной «Акварели» Тамары Нехорошевой речь о новых возможностях сейчас точно не идет. По ее словам, главным стало другое: «В моей ситуации хотя бы сохранить то, что есть. Горизонт планирования нашей индустрии сильно ограничен. Есть химические вещества, которыми пользуются все химчистки, — их в России не производят. Да, мы можем перейти на новые технологии — экочистку и так далее, но это предполагает новую химию, переобучение персонала. Поэтому мы несколько в растерянности».
Дорогие кредиты, которые на фоне резкого увеличения ключевой ставки перешагивали далеко за 20%, почти полностью лишают бизнес перспектив. А льготные программы и различные меры поддержки собеседники “Ъ FM” называют половинчатыми. Поэтому в целом предпринимательское сообщество последние месяцы пребывает в напряженном состоянии, причем в первую очередь психологически, говорит основательница сети съестных лавок «Две сестры» Галина Дембицкая: «Мы ориентированы исключительно на российский продукт, то есть у нас, по сути, ничего не изменилось. Мы не можем ощутить, есть ли какие-то сверхвозможности в данном случае. Скажем так, заменить корпорации в кратчайшем периоде невозможно.
В принципе атмосфера непростая, и это сказывается в том числе на настроении и на покупательной способности».
Впрочем, некоторые собеседники “Ъ FM” отмечают, что по сравнению с мартом ситуация приходит в норму. Шок от всех геополитических событий постепенно спадает, взаимодействия с контрагентами восстанавливаются, поэтому, например, исполнительный директор компании «Аморе» Арман Арушанян уже задумывается о возможном расширении: «Первые два месяца мы занимались тем, что стабилизировали ситуацию, то есть постоянно пересчитывали, смотрели себестоимость, где-то корректировали цены. К сожалению, вынуждены были немножко сократить расходы на маркетинг, на промо. Потихоньку будем все это восстанавливать. Нам кажется, что сейчас, наверное, лучший момент для того, чтобы реализовать планы по развитию, если они есть».
В этом смысле в более выгодном положении оказался средний бизнес. На фоне того, что из России уходят некоторые иностранные компании, у предпринимателей появилась возможность занять освободившиеся ниши. На перераспределение спроса в том числе рассчитывает гендиректор мебельной компании Dantone Home Сергей Воронов. И, по его словам, главное, чтобы не подвели макроэкономические показатели: «Особого пессимизма не испытываем, поскольку занимаемся импортозамещением несколько лет. Видим окно возможностей, которое может быть ограничено только макроэкономическими реалиями падения спроса, ВВП и прочими более системными вещами. Важны доступные средства, и не очень привлекательно кредитоваться по ставкам, близким к 20%».
В вопросах экономики у властей появились оптимистичные прогнозы: замедление инфляции уже в ближайшие дни и падение ВВП по итогам года гораздо более низкими темпами, чем ожидалось. Но, похоже, пока российский бизнес воспринимает это с изрядной долей скепсиса.