Почти безодежная ситуация

За три месяца в Прикамье сократились объемы производства мебели, одежды, красок и фанеры

В течение января — марта этого года в Прикамье в нескольких отраслях сократились объемы производства. По данным Пермьстата, за три месяца объем отгруженной в регионе мебели снизился на 82,9%. Объемы производства лакокрасочных материалов и полиграфических красок сократились на 54,4%, фанеры — на 33,6%, плит из древесины — на 17,6%. Эксперты связывают эти процессы с последствиями спецоперации на Украине — закрытием европейских и американских рынков, а также с проблемами поставки в Россию иностранных комплектующих.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

За январь — март этого года предприятия Пермского края отгрузили товары на 371,3 млрд руб. Это на 66,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщается в докладе Пермьстата о социально-экономическом положении региона в январе — марте 2022 года.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наиболее значительно увеличился объем отгруженного электрического оборудования (на 58%), автотранспортных средств — прицепов и полуприцепов (на 57,1%), резиновых и пластмассовых изделий (на 46,3%). Сильнее всего сократились объемы отгруженной мебели (на 82,9%), кожи и изделий из нее (на 21%) и одежды (на 17,7%).

Пермьстат представил также данные по объемам производства отдельных видов продукции. Среди предприятий продовольственной сферы наибольший рост продемонстрировали производители мяса крупного рогатого скота. Объем производства в этой сфере по сравнению с январем — мартом 2021 года увеличился на 18,7%. Также возросли объемы произведенной колбасы (на 10,1%) и мясных полуфабрикатов (на 9,2%). Сократилось количество произведенных в регионе комбикормов (на 7%), сыров (на 4,8%) и сливочного масла (на 3,5%).

Среди непродовольственных товаров более всего выросло производство насосов (на 96,3%), спецодежды (на 89,9%), а также бумаги и картона (32,5%). Наиболее существенное сокращение количества изготовленной продукции наблюдается на предприятиях по производству лакокрасочных материалов и полиграфических красок (на 54,4%), фанеры (на 33,6%), плит из древесины (на 17,6%).

Отметим, что в марте крупнейший производитель фанеры в регионе — пермский филиал ООО «Свеза Уральский» (бывшее ООО «Пермский фанерный комбинат») столкнулся с проблемами при сбыте продукции. Компания экспортировала большую часть произведенной фанеры в Европу. Однако из-за начала спецоперации РФ на Украине и последовавших санкций предприятие оказалось отрезано от привычных рынков сбыта. В конце марта ООО «Свеза Уральский» отправило часть сотрудников в простой в связи с сокращением объемов производства.

Председатель некоммерческого партнерства «Лесопромышленники Прикамья» Александр Суслопаров считает, что снижение объемов производства фанеры в Прикамье связано с прекращением поставок на европейские рынки. «Большая часть пермской фанеры поставлялась в Европу и США. Сейчас как раз идет процесс перестройки логистики, географии продаж, и он займет некоторое время»,— отметил эксперт. В качестве перспективных направлений для поставок продукции лесной промышленности господин Суслопаров назвал страны Азии, Африки и Ближнего Востока.

Эксперт добавил, что сокращение производства плит из древесины не связано с санкциями. «Европа и американцы их никогда не покупали. В основном они (древесные плиты.— “Ъ-Прикамье”) шли на рынки Средней Азии, Ближнего Востока и стран СНГ. Скорее всего, здесь сыграли какие-то конъюнктурные факторы, возможно, связанные с динамикой производства мебели. Это сезонный спад без какой-либо политической окраски»,— полагает Александр Суслопаров.

И. о. декана экономического факультета ПГНИУ Татьяна Миролюбова считает, что сокращение объемов производства в ряде отраслей вызвано проблемами с поставкой зарубежных материалов.

«Что касается одежды, большинство тканей поставляются из Китая и Турции, и эти компании наверняка столкнулись с логистическими сложностями при поставках. А фурнитура так и вовсе практически полностью производится за рубежом. И из-за логистических проблем, связанных со спецоперацией, доставлять эти товары в Россию стало сложнее. С мебелью такая же ситуация — скорее всего, сокращение объемов производства свидетельствует о сложностях с поставками комплектующих и фурнитуры»,— считает эксперт.

Татьяна Миролюбова добавила, что проблемы с поставками будут продолжаться, пока предприятия не завершат процессы перестройки логистических цепочек. «Наверняка предприятия будут менять поставщиков, вести переговоры и заключать новые договоры, искать более удобные пути для доставки необходимых товаров в Россию. Рынок не терпит пустоты, и бизнес адаптируется, но на это потребуется время»,— отмечает экономист.

Константин Кадочников

Вся лента