Дорожные споры дошли до антимонопольного дела

В ФАС разбирают законность ремонтов нижегородских дорог крупными лотами

В ФАС России рассматривают очередной спор, касающийся ремонта дорог в Нижегородской области в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Обжалуется объединение в один лот ремонтируемых участков дорог в девяти муниципалитетах на сумму свыше 1,3 млрд руб. и необходимость согласования состава асфальта с госзаказчиком. В главном управлении автодорог Нижегородской области (ГУАД) не согласны с тем, что в условиях конкурса есть нарушения. Однако две недели назад антимонопольная служба уже аннулировала в регионе итоги похожего конкурса стоимостью 1,35 млрд руб.

Фото: Евгений Козырев, Коммерсантъ

Комиссия ФАС России рассматривает жалобу ООО «Просперити» на условия госзакупки по ремонту 29 участков автомобильных дорог в Варнавинском, Ветлужском, Воскресенском, Краснобаковском, Тонкинском, Тоншаевском, Уренском, Шарангском районах Нижегородской области и городе Шахунья. Начальная стоимость работ была определена в 1,33 млрд руб.

По мнению заявителя, областной госзаказчик ГУАД неправомерно укрупнил лот за счет дорог в разных районах области.

Конкуренция среди потенциальных участников, по мнению «Просперити», также ограничивается тем, что в лот были включены технологически другие работы по ремонту сопутствующих искусственных сооружений (переездов, мостов). Представитель заявителя Александр Кулаков назвал нарушением 44-ФЗ и требование управления автодорог до начала ремонтов согласовать составы асфальтобетонных смесей по соответствующему ГОСТу. Он подозревает, что таким образом нижегородский госзаказчик старается «завести» подрядчиков по ремонту дорог на определенные асфальтобетонные заводы дорожников из Санкт-Петербурга.

В ГУАД с этой жалобой не согласились.

Как рассказала на заседании ФАС заместитель директора управления Валерия Прушинская, объединение участков дорог связано с тем, что все районы расположены на севере области, и дороги связаны «единой опорной сетью». «В рамках нацпроекта БКД мы должны качественно ремонтировать дороги по единым стандартам. Кроме того, необходимо, организовать работы таким образом, чтобы в районах не было заторов, пробок и неудобства для местных жителей. У нас с целью равномерной нагрузки ремонтов предусмотрены асфальтобетонные заводы в радиусе 80 км от участков работ»,— сообщила она, добавив, что вместе с дорогами искусственные сооружения не ремонтируются, на них меняется только верхнее асфальтовое покрытие. Госпожа Прушинская рассказала, что, формируя лот таким способом, они руководствовались, в том числе, разъяснениями самой ФАС, а также письмами от зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина и Минтранса.

Представитель «Просперити» спросил ее, пострадает ли качество ремонта дорог, если объем работ стоимостью 1,3 млрд разбить на три-четыре лота поменьше, и кому именно принадлежат заводы в обозначенном радиусе дорожных ремонтов. В ГУАД не стали отвечать на эти вопросы.

Решение по этому делу будет оглашено на следующей неделе.

Добавим, что 5 мая комиссия ФАС по жалобе ООО «Союзпромторг» предписала аннулировать итоги похожей закупки со стартовой ценой 1,35 млрд руб. по ремонту дорог в трех городах и 13 районах Нижегородской области с согласованием состава асфальта. В антимонопольной службе решили, что такое укрупнение приводит к увеличению объема выполняемых работ, суммы обеспечения исполнения заявки и чревато необоснованным сокращением числа участников конкурса. В ГУАД согласились с предписанием ФАС и отменили итоги первого конкурса. Однако позже госзаказчик пообещал обжаловать решение антимонопольной службы в суде, сообщив, что хоть и исполнил предписание, но не согласен с выводами ФАС и обязан «контролировать исполнение ГОСТа на ремонтируемых участках дорог».

Отметим, что на условия дорожных конкурсов и аукционов в регионе осенью 2021 года жаловался руководитель строительного холдинга «Жилстрой-НН» Евгений Березин. Он отправил полпреду президента в ПФО Игорю Комарову письма о том, что торги по строительству и ремонту дорог организуются под конкретных поставщиков из Москвы и Санкт-Петербурга, а нижегородские компании вытесняются с рынка. Бизнесмен также приложил сравнительную аналитику по результатам госзакупок за несколько лет. По этим заявлениям проводились проверки, однако, по словам Евгения Березина, в итоге из правоохранительных органов ему пришли «отписки»: «Никому это сейчас не интересно».

Роман Кряжев

Вся лента