Северной верфи ищут третьего подрядчика
Модернизацию эллинга надеются завершить к концу этого года
Судостроительный завод «Северная верфь» на неделе объявит конкурс на достройку эллинга. Новому подрядчику нужно завершить затянувшуюся на семь лет модернизацию к началу 2023 года. Эксперты сходятся во мнении, что она необходима: в условиях санкций требуется ускорить темпы реконструкции для повышения производительности при выполнении госзаказов.
Новый конкурс на проведение реконструкции Северной верфи, входящей в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), будет объявлен на неделе. После проведения тендера, ориентировочно в июне, планируется приступить к стройке. Об этом журналистам рассказал глава ОСК Алексей Рахманов, сообщает «Интерфакс».
Это уже третья попытка завершить модернизацию эллинга, о планах которой заявлялось еще с 2015 года. Первоначально работы по строительству вело ОАО «Метрострой», но контракт на 6 млрд рублей с подрядчиком был расторгнут. В конце 2021 года Северная верфь расторгла контракт на 7,8 млрд рублей с ООО «Отечественные системы и технологии», выступавшим вторым подрядчиком, из-за нарушения сроков сдачи. Завершить работы на объекте предполагалось еще в сентябре 2019 года. В интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 29.12.2021) господин Рахманов сообщал, что отставание работ происходит по вине подрядчика, «который взял на себя повышенные обязательства и не выполнил их». При этом он подчеркнул, что компания стала заложником ситуации с растущими ценами на металл.
С новым подрядчиком, согласно заявлению СМИ Алексея Рахманова, реконструкцию эллинга планируется завершить к концу 2022 — началу 2023 года, а в первом квартале 2023 года — заложить первое судно на верфи. Ранее сообщалось, что после реконструкции, которая ведется на федеральные средства и из собственных источников ОСК, верфь сможет строить корабли и суда большего водоизмещения, чем сейчас. Новый комплекс предназначен для создания кораблей и судов спусковой массой до 25 тыс. тонн.
Северная верфь — одна из основных верфей оборонного заказа, которым обеспечена до 2027 года. Рассматривая гражданский сегмент, предприятие планирует сдать в 2022 году четыре рыболовецких судна. В рамках государственной программы инвестиционных квот на Северной верфи ведется строительство десяти морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо» и четырех ярусоловов-процессоров проекта MT1112XL для РК 3«Вирма» и компании «Глобус».
По словам генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, действующие эллинги Северной верфи, ориентированной на военные суда, узкие, что ограничивает возможность строительства крупнотоннажных судов и создает некоторые технологические сложности при строительстве серии рыболовных траулеров.
«Запуск крытого эллинга позволит повысить производительность при выполнении заказов и для ВМФ, и для гражданских заказчиков и повысить экономическую эффективность работы Северной верфи. В финансировании развития производственных мощностей судостроительной отрасли России в последние несколько лет наблюдался масштабный перекос: огромные инвестиции и основной объем государственной поддержки направлялись верфи "Звезда", в то время как предприятия ОСК, в первую очередь Балтийский завод и Северная верфь, сталкивались с дефицитом финансирования и сильно отстают в части модернизации производственных мощностей. В текущих условиях, когда санкционное давление на Россию и, в частности, на судостроительную отрасль является беспрецедентным, критически необходимо увеличение финансирования и ускорение темпов модернизации производственных мощностей судостроительных предприятий, особенно ориентированных на одновременное выполнение военных и гражданских заказов»,— считает эксперт.
Финансовое положение Северной верфи, согласно данным бухгалтерского отчета, ухудшается с каждым годом. В 2021 году предприятие показало убыток в 3,5 млрд рублей по сравнению с прибылью за 2020 год в 173,4 млн рублей. При этом выручка выросла в два раза, до 31 млрд рублей, приводятся данные в аудиторском заключении. Стоит отметить, что величина чистых активов завода по итогам 2021 года имеет отрицательное значение в 2,03 млрд рублей при уставном капитале 629 тыс. рублей. Аудиторы отметили, что финансовые показатели являются «признаками существенной неопределенности в способности продолжать деятельность непрерывно».
Кроме того, негативным событием стал произошедший в декабре 2021 года пожар на корвете проекта 20385 «Проворный» для Тихоокеанского флота. Корпус не пострадал, однако огонь уничтожил надстройку, что, скорее всего, повлияет на обговоренные сроки сдачи «Проворного» в конце 2022 года. Предварительно ущерб оценили в 22 млрд рублей.