Pay-сервисов становится все больше
Существуют ли универсальные решения для рынка
В России появляется все больше аналогов Google Pay. Но эксперты сомневаются, что они будут полноценной заменой зарубежным сервисам. О запуске собственной системы объявил Тинькофф-банк. Пока с ее помощью можно расплачиваться в интернет-магазинах. А в будущем в нем должна появиться бесконтактная оплата смартфоном. Как утверждают разработчики, к приложению можно будет привязать карты других банков. С началом военных действий на Украине крупнейшие pay-сервисы перестали работать в России. Доступна только платформа Samsung Pay, но она не поддерживает карты Visa и Mastercard. Свои платежные сервисы есть у «Сбера», «Мира» и Системы быстрых платежей ЦБ.
Но существует ли на рынке универсальное решение, которое подойдет всем? Руководитель направления исследований центра «Сколково—РЭШ» Егор Кривошея говорит, что у сервиса от «Тинькофф» есть определенные преимущества. Но, так или иначе, все платформы работают с ограничениями.
«Думаю, что это может стать неплохим мобильным кошельком. Если они добавят к этому, например, офлайн-функционал, в принципе это может стать сквозным инструментом оплаты, который вряд ли полностью заменит Apple Pay и Google Pay. Но при этом может в большом количестве сценариев помочь клиентам получить тот самый бесшовный и удобный быстрый опыт оплаты, к которому они уже привыкли за все годы работы Google Pay и Apple Pay.
Поскольку система Apple закрыта, мы говорим в первую очередь о пользователях Android. Решений как минимум с NFC-, офлайн-платежами для владельцев Apple пока что нет из-за того, что просто никакой сторонний разработчик не может использовать, например, структуру телефона. Второй важный момент — наверное, то, что это в большей степени заточено под онлайн-платежи и под возможность сохранения реквизитов карты, чтобы не заполнять их несколько раз. Очень многое зависит от того, какой у интернет-магазина эквайр.
Tinkoff Pay может быть по каким-то причинам недоступен, если, например, другой банк обслуживает онлайн-магазин, или по какой-то причине магазин самостоятельно не хочет подключать "Тинькофф", или просто не делает этого потому, что не знает о возможности. В 2021 году в принципе многие игроки подключали несколько эквайров. Вполне возможно, такой шаг тоже может подстегнуть ряд магазинов, но очень многое будет зависеть, конечно, от стоимости услуги. Сейчас это относительно дешево, но многое завязано на том, продолжится ли ограничение эквайринговых ставок или оно уйдет, и торговые точки не станут подключать лишний эквайринг»,— говорит Кривошея.
Россия была одним из мировых лидеров по количеству клиентов Google Pay, Apple Pay или Samsung Pay. Впереди находились только Великобритания и США. То, что в стране появляются альтернативы этим системам, позитивный сигнал, считает председатель правления «Национального платежного совета» Алма Обаева. Но разнообразие сервисов не всегда удобно потребителю. «То, что есть эти решения, то, что они выходят на рынок, это уже большое благо, есть из чего выбирать.
Продвижение их, конечно, связано с технологическим совершенством, надо ли сильно напрягаться участникам с коммерческим предложением и потенциальным тиражированием.
Конкуренция может стать сдерживающим фактором — и это самое обидное. У международных платежных систем Visa, Mastercard, у нашего "Мира" инструмент был надконкурентный, все банки их выпускали, и можно было оплачивать по единым стандартам.
Поэтому надо добиться надбанковского решения, чтобы все могли его использовать. В данном случае надо думать о клиенте, конечно.
В таком контексте универсальным решением видится "СБПэй". Можно было бы двигаться туда, но там цена определяется не банками. Когда ЦБ говорит, прошу не брать деньги до 100 тыс., это, конечно, немного выводит кредитные организации из себя. Но здесь у нас есть регулятор, который отслеживает и конкуренцию, и доступность сервисов, и удовлетворенность потребителя. Поэтому, если будут поступать жалобы, там разберутся и найдут решение»,— отмечает Обаева.
Из-за ухода Apple Pay и Google Pay россияне переходят в том числе на другие способы оплаты — например, QR-коды. По данным ЦБ, в марте таких транзакций было в полтора раза больше, чем в феврале.