Сроки поделили на троих
Завершено рассмотрение дела о нападении на полицейских под Новосибирском в мае 2021 года
В Новосибирске суд рассмотрел резонансное уголовное дело о нападении на сотрудников ДПС, которое завершилось убийством одного из задержанных — 19-летнего Векила Абдуллаева. В применении насилия в отношении полицейских и их оскорблении обвинялись спутники погибшего Руслан Курбанов и Илькин Исмаилов. Ряд обвинений суд исключил, ряд — переквалифицировал, в итоге наказание оказалось не таким суровым, как настаивала прокуратура. Вместо затребованных гособвинением 12 лет Руслан Курбанов получил втрое меньше, Илькина Исмаилова вовсе освободили от наказания, поскольку он его уже отбыл, пока шли следствие и суд. Дело в отношении бывшего автоинспектора, выстрелившего в задержанного, еще расследуется.
Октябрьский райсуд Новосибирска в понедельник огласил приговор по уголовному делу о нападении на полицейских в мае 2021 года. Согласно материалам дела, вечером 28 мая экипаж ДПС в составе Александра Гусева и Дениса Букина дежурил на трассе Р-255 «Сибирь». Автоинспекторы заметили автомобиль Toyota Mark-2 с темными стеклами и выключенными фарами. Один из полицейских подал жезлом сигнал остановки, однако иномарка проехала мимо. Настигнуть Toyota сотрудникам удалось только у гостиницы в райцентре Мошково. Руслан Курбанов, говорится в деле, отказался предъявить инспекторам документы, оскорблял их, а когда полицейские повели упирающегося задержанного к патрульному автомобилю, якобы ударил их. Илькин Исмаилов также оскорблял сотрудников полиции и ударил их, указывается в деле.
На кадрах видеозаписи, приобщенной к делу, видно, как водитель Toyota Векил Абдуллаев схватил автоинспектора Александра Гусева за форменную куртку. Тогда полицейский достал из кобуры пистолет, передернул затвор и начал заламывать задержанному руки, чтобы уложить его на капот. В этот момент произошел выстрел, пуля попала молодому человеку в голову. Его госпитализировали в больницу райцентра, где 30 мая он скончался. Жители Мошково сообщали тогда в соцсетях, что в поселок съехалось несколько десятков азербайджанцев из ближайших городов. Глава новосибирской диаспоры азербайджанцев Расим Бабаев тогда заявлял, что соотечественники приезжали в райцентр с мирными намерениями.
В отношении полицейского Александра Гусева было возбуждено дело о превышении полномочий (ст. 286 УК РФ), он был задержан. В интернете появилась петиция в защиту сотрудника полиции. Сочувствующие ему жители Новосибирска требовали освободить полицейского и провести тщательное расследование. В ход следствия вмешался глава СКР Александр Бастрыкин, который распорядился передать дело в центральный аппарат ведомства. После этого сотрудника полиции освободили под подписку о невыезде, под стражей оказались Руслан Курбанов и Илькин Исмаилов, которым предъявили обвинение в применении насилия в отношении полицейских и их оскорблении (ст. 318 и ст. 319 УК РФ). Как сообщало азербайджанское новостное агентство Trend, депутаты, правозащитники, журналисты и общественные деятели Азербайджана обратились к президенту России Владимиру Путину, заявив о том, что «освобождение из-под стражи полицейского, превысившего свои полномочия», они расценивают «как укрывательство и одобрение преступления».
Между тем в деле появился новый эпизод. В телесюжете о происшествии в Мошково житель Новосибирска Евгений Кривошеев узнал в одном из арестованных своего обидчика. По версии следствия, в октябре 2020 года Евгений Кривошеев, отличающийся активной жизненной позицией, сделал замечание Руслану Курбанову, припарковавшему свой Lexus на газоне. Владеющий бойцовскими приемами Руслан Курбанов якобы сбил Евгения Кривошеева с ног, затем к избиению активиста подключился брат Курбанова Турал. Угрожая убийством, братья потребовали у него деньги, сообщали правоохранители. Следствие квалифицировало это как разбой (ст. 162 УК РФ). Евгений Кривошеев, по его словам, ранее неоднократно обращался в полицию в связи с нападением, однако никаких мер по задержанию и установлению личности злоумышленников принято не было. «Полагаю, что если бы правоохранительными органами велась реальная профилактическая работа и по моему обращению была адекватная реакция, ситуации в Мошковском районе могло не произойти, и человек бы не умер»,— написал в соцсетях господин Кривошеев.
Руслан Курбанов и Илькин Исмаилов вину по эпизоду с сотрудниками ДПС отрицали. По их словам, полицейских они не оскорбляли, не оказывали им ни малейшего сопротивления, а те сами вели себя неподобающим образом. «Действия сотрудников полиции носили неправомерный характер, что исключает уголовно-правовую ответственность»,— утверждали защитники обвиняемых.
В августе 2021 года расследование резонансного дела было завершено, в октябре по нему начался судебный процесс. В прениях сторон гособвинение запросило для Руслана Курбанова 12 лет лишения свободы, для Илькина Исмаилова — четыре года и два месяца, для Турала Курбанова — семь лет. Всем — с отбыванием в колонии общего режима. В понедельник, 23 мая, по делу вынесли приговор.
Обвинение в разбойном нападении на активиста суд переквалифицировал на ст. 115 (причинение легкого вреда здоровью) и ст. 119 УК РФ (угроза убийством), посчитав, что следствию не удалось собрать доказательства того, что обвиняемыми двигали корыстные мотивы. После потасовки, говорится в деле, нападавшие сразу ушли, ничего не забрав у потерпевшего. Ст. 319 УК РФ об оскорблении представителя власти суд вовсе исключил. Руслану Курабнову по ст. 318, ст. 119 и ст. 115 УК РФ присудили четыре года и один месяц в колонии-поселении, Илькину Исмаилову по ст. 318 — один год и пять месяцев колонии-поселения, Туралу Курбанову по ст. 115 УК РФ — штраф 30 тыс. руб. Последних двух освободили от наказания, засчитав время их нахождения под стражей. Иски автоинспекторов Гусева и Букина к обвиняемым о компенсации морального вреда будут рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства. Дело в отношении экс-сотрудника ДПС Александра Гусева, выстрелившего, по версии следствия, в задержанного, еще расследуется. Будут ли стороны обжаловать приговор, неизвестно.