Граждан тянет к земле
Покупкой какого бизнеса интересуются россияне
Россияне стали на треть чаще интересоваться покупкой готового бизнеса. Правда, как считают эксперты, притока новых предпринимателей на рынок ждать не стоит. Интерес к предприятию «под ключ» с февраля вырос на 37%, выяснили аналитики сервисов «Юла» и «Объявления ВКонтакте». Самыми популярными оказались объявления о продаже компаний в сфере сельского хозяйства. Интерес к ним в апреле повысился на 266%. В качестве инвестиции также рассматривают покупку бизнеса в сфере производства, IT и строительства. При этом, как выяснил “Ъ FM”, такими предложениями вряд ли заинтересуются начинающие предприниматели. А для многих дело «под ключ» станет возможностью защитить капитал. С подробностями — Владислав Викторов.
Ферма по производству микрозелени за 2 млн руб. или луга и поля на 150 гектаров за 125 млн руб. Сельскохозяйственный бизнес «под ключ», по словам аналитиков, входит в тройку самых дорогих предложений на рынке. И одновременно такие активы пользуются самым высоким спросом. В «Юле» и «Объявлениях ВКонтакте» за апрель покупкой агрокомпаний интересовались в 3,5 раза чаще, чем в марте. Дело в том, что в этой отрасли проблематично создавать бизнес с нуля и выгоднее купить уже существующую инфраструктуру, объясняет петербуржец Григорий, продающий устричную ферму в Черном море:
«Звонки идут, то есть люди интересуются. Кто-то ошибочно думает, что это биткойн. Я говорю: ребят, покупайте или инвестируйте — я вас всему научу, персонал подготовлю, дам управленцев. Для того, чтобы вы стали зарабатывать от 50-70 млн руб. в год, нужно 25-30 млн руб. допинвестиций. Я отдаю, наверное, практически по себестоимости, плюс добавил туда свои знания. Люди понимают, что это очень тяжело на стадии формирования».
С одной стороны, интерес к этой отрасли понятен: регионы увеличивают финансирование на сельское хозяйство, федеральные власти предлагают гранты. Но, вероятно, притока новых малых и средних игроков на агрорынок ждать не стоит, полагает собственник и генеральный директор племенного хозяйства «Лазаревское» Кристина Романовская:
«У инвесторов есть интерес к земельным ресурсам, поскольку земли без зданий, сооружений фактически не осталось.
Скажем так, заниматься сельским хозяйством рискованно, потому что самая главная проблема — кадры. Масштабирование — единственный способ выжить в текущей ситуации, когда себестоимость растет просто семимильными шагами. Цены мы поднять не можем. Если крупный игрок испытывает дискомфорт в районе 10%, то мы — около 35-50% роста себестоимости».
Помимо сельскохозяйственных компаний, россияне стали на 80% чаще интересоваться производственным бизнесом, предложениями в сфере IT, строительства и гостеприимства. Avito в конце апреля также сообщал, что значительным спросом у предпринимателей пользуются развлекательные франшизы и бизнесы. И это неудивительно, рассказывал “Ъ FM” основатель и гендиректор сети детских парков «Zамания» Павел Ковшаров: «Одна из отраслей, которые будут переживать инвестиционный бум, — внутренний туризм. Все это из-за ограничений на перемещения между странами. При этом развлекательные услуги с точки зрения трафика практически не упали. Скорее всего, кинотеатры освободят пространство в торговых центрах, а их владельцы готовы инвестировать в парки развлечений».
Впрочем, в моменты кризиса растущий рынок готового бизнеса вряд ли воспринимается как возможность хорошо заработать без лишних вложений. Для предпринимателей франшизы и компании «под ключ» могут стать хорошей инвестицией, полагает директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «Многие предприниматели столкнулись с тем, что импорт невозможен. Остались какие-то деньги в кассе, и неверие в перспективы нашей банковской системы подталкивают к тому, чтобы освоить эти средства, чтобы их как минимум сохранить. Перечисленные отрасли попадают в перечень направлений, где спрос в какой-то степени гарантирован, даже если экономическая ситуация будет развиваться по худшему сценарию из возможных».
По данным аналитиков, даже на фоне растущего спроса рынок бизнеса «под ключ» сужается. Так, у «Юлы» и «Объявлений ВКонтакте» число продающихся предприятий за два месяца снизилось более чем на четверть. Прибавилось предложений только в индустрии салонов красоты, а также, к примеру, в сфере строительства. Но из-за кризиса импортных поставок консервативными такие активы не назовешь. И, возможно, рынок готового бизнеса вскоре перестанет быть способом защиты капитала из-за отсутствия привлекательных вариантов.