«Мы сами-то импотенты что ли?»

Свердловские власти стимулируют производителей заниматься импортозамещением

Производители товаров народного потребления Свердловской области представили региональным властям и ритейлерам продукцию, производство которой они планируют развивать в рамках импортозамещения. Среди проблем, возникших после введения западных санкций, они назвали трудности с логистикой, поиски новых поставщиков сырья, необходимость увеличения производственных мощностей. Власти региона попытались вдохновить бизнесменов на завоевание российского рынка и пообещали оказать в этом всю посильную помощь.

Свердловский министр промышленности Сергей Перестронин (справа) указал производителям на новые ниши

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Во вторник, 24 мая, в екатеринбургском технопарке «Университетский» открылась выставка импортозамещения в Свердловской области. В ней приняли участие около 30 региональных предприятий, среди которых типографии, производители одежды, кухонных приборов, шампуней для животных и другие.

В делегацию чиновников и ритейлеров вошли заместитель губернатора Василий Козлов, министр промышленности Сергей Перестронин, заместитель министра АПК и потребительского рынка Светлана Островская, а также представители около десяти торговых сетей, в том числе X5 и «Галамарт».

Во время обхода стендов чиновники расспросили предпринимателей о состоянии бизнеса и текущих проблемах.

Среди сложностей, возникших после введения санкций из-за военной операции России на Украине, предприниматели в основном называли проблемы с логистикой, отсутствие квалифицированных кадров и поиски новых поставщиков сырья.

В частности, на проблемы с логистикой обратил внимание производитель спортивной экипировки Dragonfly. «Партнеры, с которыми мы имели взаимоотношения, остались, они готовы нам поставлять сырье, но есть сложности с точки зрения логистических путей»,— отметил представитель компании. Он пояснил, что речь идет о поставках из Японии и Южной Кореи. Сейчас компания закупила материалы на два года вперед, однако в будущем из-за изменений логистики рост стоимости ее продукции может составить до 50%.

Другой проблемой производителей одежды стала нехватка швей. О невозможности расширения производства из-за этого сообщила представитель «Студии Т», которая выпускает школьную форму и изделия из трикотажа. «Мало организовать обучение, никто не идет туда. Нужны люди, которые умеют продвигать профессию»,— подчеркнула она. С ней согласились в компании-производителе верхней одежды Vira Plotnikova, выразив готовность обучать сотрудников и работать с людьми из «определенных социальных групп». Зарплата швей в компании составляет от 35 тыс. руб.

По словам представителя сети салонов для животных Groom, которая производит шампуни для собак и кошек, после введения санкций компания столкнулась с резким спросом на продукцию. «У нас не стало импортных средств, которые составляли около 95%. Мы столкнулись с резким ростом спроса на косметику. Склад скупили буквально за десять дней, и нам пришлось приостановить продажи»,— рассказала представитель сети.

Она добавила, что компания уже нашла замену зарубежным производителям сырья, а в будущем планирует построить в Екатеринбурге завод по производству премиальной косметики для животных.

Сейчас спрос на шампуни для собак и кошек в Свердловской области составляет 160 т в месяц, а производственные мощности Groom — около 3 т. После строительства завода этот показатель планируют за два года увеличить до 80 т шампуней ежемесячно.

После осмотра продукции участники выставки переместились на совещание. Выступая перед производителями, Василий Козлов подчеркнул, что сейчас одной из главных задач властей является помощь региональным предприятиям в выходе на торговые площадки. «Когда мы начали жить и работать в новых условиях, было совещание в Минпромторге России, и министр Денис Мантуров сказал фразу, которая у меня не выходит из головы: “Через какое-то время западные компании будут всеми правдами и неправдами стремиться вернуться на наш рынок, а наша задача — сделать так, чтобы у них это не получилось”»,— отметил господин Козлов. Он подчеркнул, что власти готовы помогать бизнесу с расширением производств.

«Мало что в России нельзя производить»,— добавил он.

Сергей Перестронин напомнил, что политика государства в 1990-е годы привела к тому, что «мы питались окорочками Буша, которые привозили из-за рубежа». «Но как-то это очень быстро закончилось. Оказалось, что все это можно было делать не только на территории России, но и в Свердловской области. А нам все время говорили, что в Екатеринбурге восемь месяцев в году снег, ваше дело добывать металлы, а все остальное мы привезем. Мы с этим были не согласны. Не получилось посадить нас на продовольственную иглу»,— заключил министр. По его словам, сейчас в части продовольствия регион будет защищен «даже при полном закрытии границ», и нужно пройти тот же путь и с непродовольственными товарами.

Всего в 2021 году свердловчане потратили 1,2 трлн руб., из которых 650 млрд руб. — на товары народного потребления. «Сейчас те, кто 15 лет завоевывал этот рынок, добровольно сдались в плен и ушли. Этим моментом нужно воспользоваться, сейчас время возможностей»,— подчеркнул господин Перестронин.

«Раньше тема была одна — как можно денег заработать здесь, вывести их за рубеж, надеясь их там потратить. Ну, что, деньги-то вывели? Потратили? Нам дали понять, маски сброшены: “Ребята, вы третий сорт, русские. Все, что вами нажито, вывезено за границу, мы у вас изымаем”. Время Остапов Бендеров прошло»,— продолжил он.

По словам министра, сейчас властям необходимо сформулировать, кому и на какие цели выделить средства. Региональное правительство, в частности, намерено помочь предпринимателям с увеличением объемов производства и сотрудничеством с торговыми сетями, поспособствовать сокращению проверок бизнеса. «Можно сказать, что Минпромторг не от хорошей жизни ввел параллельный импорт. Ну, мы так и будем бегать — сначала от Европы к Азии, потом от Азии к Европе. А мы сами-то, прошу прощения за грубое слово, импотенты что ли? Нет»,— отметил Сергей Перестронин.

Михаил Мананников

Вся лента