Школа просвещения
Как архитектура влияет на процесс обучения
Строительство образовательной инфраструктуры в новых жилых комплексах, особенно в Москве, стало практически обязательным для девелоперов. Комфортная и современная школа — один из факторов качественного обучения. Руководитель проектов Citymakers Александр Зальцман рассказал «Ъ-Дому», как архитектура влияет на образовательные процессы.
Прежде чем говорить о новой школе — давайте вспомним, как училось большинство из нас. Преподаватель, стоящий перед доской, и ряды парт — это и есть классическая школа, почти не изменившаяся со средних веков. Традиционная школа отражала иерархию общества. Чуть скованные, дисциплинированные отличники на первых партах, более развязные хорошисты и свободная, но по меркам преподавателей наименее успешная «галерка», рассаженные по принципу приближенности к центральной фигуре преподавателя, вполне соответствовали устройству мира.
Новая школа, противопоставляющая себя старой школе средневекового формата, имеет намного больше общего с древнегреческой образовательной традицией. В поздней Древней Греции обучение будущих граждан письму, арифметике и логике не требовало определенной рассадки и было в значительной мере индивидуализированным.
Считается, что новый формат школы, в особенности работающей для раннего обучения и младших классов,— детище Марии Монтессори и последователей психологов, изучавших в первой половине ХХ века когнитивное развитие детей: Жана Пиаже, Льва Выготского и других. Отличие от старой школы колоссальное благодаря иной постановке целей обучения. Это развитие инициативы и самостоятельности, исследовательских и креативных навыков, тяги к обучению.
С развитием педагогики и техники образовательная модель перестает быть скованной доской. Современная школа стремится подобрать наиболее комфортную среду для восприятия знаний и отработки навыков: воркшоп за общим столом, обсуждение в кругу, работа в маленьких группах и классическая лекция. Часть учебного опыта и вовсе не исходит от учителя, а может быть получена самим учеником через изучение школы, находящихся в ней предметов, ее территории.
Мы видим также смещение в целях обучения. На смену академизму и классическим искусствам на первый план приходят коммуникативные, исследовательские и творческие навыки, необходимые ребенку, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся внешним обстоятельствам, и именно это умение формируется в новых образовательных системах. Вместе с тем многие страны—пионеры таких систем, как, например, Дания и Финляндия, заявляют, что стремятся в первую очередь не к успеваемости учеников, а к их благополучию.
Новая система образования в правильно сконфигурированном пространстве может создать условия для того, чтобы человеку было приятно учиться, чтобы он сам хотел учиться, проводить больше времени в школе. Это ключевая задача для архитектора и для руководства школы — создать такие условия, чтобы ребенка приходилось выгонять из школы, а не загонять его туда. При этом пространства должны быть спроектированы так, чтобы стимулировать учеников к исследованию окружающего мира, чтобы обучение было бесконечным процессом и распространялось не только на пространство перед доской, но и на все помещения.
Пространство современной школы должно быть спроектировано так, чтобы в нем ребенку захотелось учиться и постигать что-то новое, а учитель имел возможность преподавать свой предмет по-разному в зависимости от характера взаимодействия с учениками: сидя вокруг преподавателя на ковре или классическая рассадка за партами, на амфитеатре, за единым столом, во время активностей и так далее. За счет этого учителю не потребуется заниматься удержанием внимания учеников или студентов, внимание будет держаться на желании учиться. Тем самым вносится двойной вклад в обучение ребенка: во-первых, он получает больше информации, а во-вторых, дети учатся учиться и переносят интерес к получению знаний во взрослую жизнь. Пространство вокруг школы не менее важно, несмотря на короткий теплый сезон.
Лучшие школы конкурируют за лучших учеников и за их родителей — главного клиента. Школа, в которой правильно спроектировали среду, очевидно будет более успешной в привлечении детей. Грамотно спроектированная среда делает значительный вклад в то, чтобы дети учились лучше. Им будет комфортно учиться, они будут сконцентрированы на познании все время, которое они находятся в школе.
Ключевым отличием школ нового типа является рассадка в классах — она может быть разной: фронтальной, круговой, офисной (в зависимости от метода работы преподавателя). В центре такого образовательного процесса не учитель, а ученик. Все пространства школы рассматриваются как потенциально образовательные. Уроки могут проходить где угодно: от спортзала до коридора. Максимальная гибкость использования пространств школы для занятий позволяет не слишком сильно раздувать параметр приведенной площади школы на ученика, который растет в частных школах и вызывает риск неэффективного использования пространства с точки зрения экономики всего проекта.
Современная школа отказывается от коридоров с рядом классов: они должны превратиться в своего рода рекреационные зоны, продуманные так, чтобы какие-то дети могли бегать и кричать, другие — проводить время с книгой или уроком. Во многих странах в школах появляются учебные кластеры — группы классов близкого возраста, объединенных вокруг рекреационного пространства. Это пространство служит одной из важных образовательных целей — развитию социальных навыков. Некоторые школы идут еще дальше и специально создают ситуации для «перемешивания» учеников разных возрастов в одной учебной зоне, стремясь, таким образом, к обучению толерантности, самоконтролю, взаимопомощи и лидерским качествам. С той же целью в школах Италии ученики обязательно должны сменять школу в процессе обучения, оказываясь с другими учителями и одноклассниками.
Школа не стремится изолировать класс от окружения и мира, как это делает классическая школа. Классы могут иметь стеклянные стены, через которые видно перемещающихся по коридору людей, а также могут иметь большие поверхности остекления, открывающие виды на природу. Прозрачность классов и отсутствие тупиковых пространств нужны, чтобы исключить пассивную безопасность от пребывания в школе, пресекая притеснение учеников другими учениками — так называемый буллинг.
Внимательно в новых школах относятся к применению цвета в интерьере. Цвет используют для маршрутизации детей, выделяя яркими тонами зоны активности, а тусклыми оттенками — места, предназначенные для чтения или отдыха. Цветовая насыщенность снижается от младших классов, где дети проводят время в постоянном движении, к более сдержанным — для старших учеников, проводящих больше времени за столом.