Работа не остается без труда
Редактор приложения «HR-технологии» Анастасия Мануйлова — о специфике российского трудоустройства
Три месяца назад, в конце февраля, российскому рынку труда предрекали скорый и неминуемый кризис: и российские, и западные эксперты прогнозировали стремительный рост безработицы, вызванный санкциями из-за рубежа и собственной денежно-кредитной политикой правительства РФ. Резкие высказывания такого содержания прозвучали даже от тех, кто изучает экономику страны уже не первое десятилетие и обычно сохраняет сдержанность в своих оценках. Что мы видим сейчас, по прошествии этих самых трех месяцев?
Оказалось, что инертность институтов российского рынка труда настолько велика, что даже такое потрясение, как нынешний политико-экономический кризис, не способно принципиально его изменить. Ни всплеска безработицы, ни даже существенного падения зарплат пока так и не произошло — и теперь всем нам предлагается подождать до осени, чтобы все-таки увидеть какие-то изменения в этих показателях.
Нельзя, впрочем, сказать, что это управляемый процесс или хотя бы что правительство имеет на него большое влияние. Конечно, меры, предложенные им по отношению к уходящим из РФ иностранным компаниям, сыграли свою роль, однако численность занятых на таких предприятиях на фоне всей экономики РФ является очень небольшой. Меры же, предложенные Минтрудом для поддержки занятости на предприятиях и тех, кто оказался уволен, явно рассчитаны на довольно ограниченный круг лиц. Основная же масса работников пока оказалась не затронута кризисом в силу совершенно иных причин.
Низкий показатель безработицы в РФ — следствие особой работы институтов национального рынка труда. В тех случаях, когда экономический кризис наступает в странах ЕС, для работодателей в силу специфики трудового законодательства наиболее оптимальным путем сокращения расходов является увольнение части работников. В России, где с юридической точки зрения увольнение работника — более сложный процесс, чем сокращение его зарплаты, предприятия в большинстве случаев выбирают последнее. И хотя нынешний кризис качественно отличается от предыдущих, эта особенность рынка труда РФ никуда не делась. А в тех случаях, когда увольнения все-таки происходят, потерявшие работу едут на дачу или ищут сезонную подработку, потому что лето же впереди. Это, впрочем, не исключает возможности некоторого роста безработицы осенью, однако до этого момента и работодатели, и работники еще имеют возможность как-то пересмотреть свои потребности друг в друге и найти адекватную альтернативу.