В Ростове, где встречают нас событья
Сериал «ЮЗЗЗ»: шекспировские страсти в Южном федеральном округе
На сервисе Premier — премьера нового многосерийного фильма Стаса Иванова. В нем автор прогремевших «Немцев» поет гимн Ростову-на-Дону, городу лихих людей, которые чуть что выходят из берегов.
Ростов-на-Дону, наши дни. Город бодрый, город бедный, город дерзкий. Юный Рав, а если по паспорту, то Равиль (Кузьма Котрелев), живет с мамой в доме-курятнике на юго-западе, днем учится на кодера, по вечерам развозит пиццу на каблуке, а по выходным отвисает с друзьями на вписках — там парни пьют пиво, курят шмаль и пытаются очаровать девчонок дворовым хип-хопом под бесхитростный бит беспроводной колонки. На одной из таких вечеринок татарина Рава вдруг настигает любовь в виде девочки по имени Эля (Мария Мацель). Она — принцесса из другой жизни, дочь упертого русского опера, помешанного на байдарках, и племянница грузинского наркобарона по имени Кока (Гела Месхи). Ездит с вооруженной охраной на черном джипе и готовится к отъезду в американский колледж. Парень явно не из ее лиги, но сердцу не прикажешь, и понадобится не так много времени, чтобы Рав встрял между дядей своей избранницы Кокой и крестным отцом своего района — всесильным Дымом (Антон Кузнецов), который держит на юго-западе бар для болельщиков, топит за локальный спорт и толкает чистый кокаин по фешенебельным клубам. Уже ко второй серии «ЮЗЗЗ» начинается оформляться в своего рода версию «Ромео и Джульетты», а еще через пару серий на сей счет для непонятливых зрителей будут шутить сами персонажи этой криминальной драмы.
Ростов-на-Дону, безусловно, один из самых киногеничных городов России. И по фантастической натуре, и по отчаянным народным типажам, ее населяющим. Кто не верит, пусть посмотрит гибридную полудокументальную дилогию Александра Расторгуева и Павла Костомарова «Я тебя люблю» / «Я тебя не люблю». Однако приручить эту натуру не каждому по силам. Даже хорошие режиссеры с ней часто совладать не в силах: вспомним хотя бы «Тиски» Валерия Тодоровского, где мерились силами криминальный босс в исполнении Федора Бондарчука и следователь, которого играл Алексей Серебряков, а от их противостояния страдали молодые герои Максима Матвеева, Екатерины Вилковой и Антона Шагина.
Создатели «ЮЗЗЗа» намеренно гиперболизируют ростовскую натуру. Располагающие к визуальной эксплуатации исходные данные становятся задниками для комикса. Перед зрителем разворачиваются не просто панорамы Дона, впадающего в Азовское море, а возникает ниоткуда некий поразительный российский микс Неаполя и Сорренто. Здесь трущобы и курортный шик, быстроходные трамваи и живописные развалины, уличный баскетбол на крыше стеклянного ТРЦ и матерный рэп из дедовских жигулей. А как без него в городе «Касты» и Басты? Последний, кстати, владеет футбольным «СКА», за который без устали болеют герои сериала.
Увы, порой в созданном на экране злачном месте чувствуется некоторая чрезмерность — на стенах стриптиз-клуба, которым рулит один из гангстеров, висят картины по мотивам «Великой красоты» Паоло Соррентино, да и района под названием Юго-Запад в реальном Ростове-на-Дону, кажется, не существует. Но все-таки его стоило придумать. Хотя бы для того, чтобы было куда поселить бритоголового Дыма и его шайку. Для каморры нужны норы.
В том, что касается сюжета и конфликтов, «ЮЗЗЗ» едва ли можно назвать новаторским конфликтом. Схема проста: наивный влюбленный герой попадает в криминальные жернова старших товарищей, которые берут над ним отцовскую опеку, но готовы в любой момент избавиться от новичка, а зрители надеются, что как-нибудь да пронесет. К счастью, Стас Иванов — один из тех немногих в нашем сериальном жанре авторов, которые понимают, что сюжетные схемы лишь малая толика того, чем кино способно зацепить зрителя. Большим достижением «ЮЗЗЗа», помимо выбранной ростовской фактуры, становится кастинг. Откровенно кайфует в роли крестного отца ростовского разлива Антон Кузнецов, очень хороша Мария Машкова, исполняющая роль его жены-изменницы, которая жаждет свалить от криминального мужа на Кипр (из ее истории вообще можно было сделать отдельный сериал).
Чтобы стать по-настоящему мощным высказыванием, «ЮЗЗЗу» не хватает именно того пространства, где могли бы развернуться многочисленные герои второго плана — так, чтобы клан Дыма стал кланом Сопрано. Восьми эпизодов маловато, если в них нужно вместить и историю первой любви Рава к царевне на районе, и вечные бандитские разборки двух равно уважаемых семей, и сюжет с полицейским агентом под прикрытием. В итоге цельности и складности «ЮЗЗЗу», пожалуй, не хватает. Оттого, наверное, не получается разглядеть в его развлекательно-криминальной фактуре и какое-то всеобъемлющее высказывание о России (каким, без сомнения, стали «Немцы»). Разве что желание махнуть в Ростов-на-Дону будет крепнуть у зрителя от серии к серии. Пока герои колесят на машинах и электричках между Таганрогом и Батайском, камера откровенно любуется южным пейзажем. Что ж, развитие внутреннего туризма — это важно.
Смотреть: Premier
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram