Украшение как часть тела
Елена Стафьева о коллекциях Pasquale Bruni
Чувство природы и чувство человеческого тела — вот что сегодня составляет главную силу Pasquale Bruni под художественным руководством Эуджении Бруни. И классические, и новые украшения во всех ключевых коллекциях дома рассказывают нам именно об этом.
Попав однажды на мануфактуру Pasquale Bruni, я увидела в студии Эуджении Бруни несколько анатомически точных макетов разных частей тела — руки, например, или уха. На мой вопрос, для чего ей эти штуки, Эуджения ответила, что ей важно иметь их все время рядом и проверять, насколько точно и удобно будут сидеть на этих самых частях тела украшения, которые она создает. Это кажется не более чем фразой, пока не попробуешь носить ее вещи — ясной и чистой формы, они кажутся простыми и даже незамысловатыми на вид, но, попав на ваш палец, на ваше запястье или в ваши уши, моментально ощущаются так, будто там всегда и были, никогда не мешают и абсолютно эргономичны. Даже самый простой браслет-цепочка с маленькой подвеской-шармом, надетый на руку, не мешает никогда и ни при каких обстоятельствах: подвеска не запутывается в волосах, когда моешь голову, а микроцепочка на застежке не цокает о лэптоп, когда работаешь. Все эти незначительные, казалось бы, мелочи и делают украшения Pasquale Bruni особенными.
Кроме этого исключительного чувства человеческого тела, у Эуджении Бруни есть не менее исключительное чувство природы. И то и другое связано не в последнюю очередь с ее страстным увлечением индийской культурой и философией: она — дипломированный преподаватель йоги и много путешествует по Индии, занимаясь и йогой, и медитацией на серьезном уровне. Все ее коллекции так или иначе связаны с природой — с растениями, с цветами, с фазами Луны и прочими вещами природно-космического цикла. И их простая форма обыкновенно идеально выверена: ровно в той же ее студии я наблюдала, как она складывает лепестки из специального пластилина в будущий цветок, как меняет угол наклона каждого, как чуть загибает кончик, чтобы, отлитые из золота и покрытые драгоценными камнями, они пребывали в идеальном балансе и гармонии друг с другом и с телом того, кто их будет носить. Эти, такие мелкие, детали и создают простоту и красоту ее вещей.
У Pasquale Bruni много разных коллекций — будучи семейным домом, они не живут под жестким диктатом маркетингового отдела, и Эуджения для каждой составляющей своего мира, в котором есть new age, индуистские боги, буддийская философия и воспоминания детства, придумывает свою линию. Petit Joli, Ton Joli, Petit Joli Bouquet, Luce, Ama, Giardini Segreti, Bon Ton Dolce Vita, Aleluia — во всех них есть свойственные воображению Эуджении культурный бэкграунд и в то же самое время какая-то простодушность, и в этом сочетании ее сила.
Украшения из всех этих коллекций есть сейчас в Москве. Есть цветочки Petit Joli с карнелианом, карминно-красной разновидностью сердолика, которые замечательно сочетаются с такими же, но с синим ляпис-лазуритом — эти кольца складываются друг с другом в пары или трио, сюда же отлично ложатся еще и Ton Joli с зеленым агатом. А кроме того, Эуджения сделала линию Petit Joli Bouquet, где в каждом украшении уже собраны цветы разного цвета: к зеленому агату добавлены цветы из розового халцедона, сердолика, белого агата, оникса и лунно-голубого лазурита. Под цветным камнем в этих пятилепестковых цветах, самых узнаваемых у Pasquale Bruni, положен горный хрусталь, который и создает эффект внутреннего свечения, еще одна деталь в такой придуманной и продуманной простоте украшений. Тут же сестринская коллекция — Bon Ton Dolce Vita, выпущенная специально к 20-летию партнерства с компанией Mercury, где цветы сделаны из прозрачного нежно-зеленого празиолита и матового светящегося молочного кварца.
Совсем другие цветы — в коллекции Аma, мелкие цветы плюмерии — те самые, что цветут сейчас по всему Средиземноморью и головокружительно пахнут, они выложены бриллиантовым паве и собраны в подвижные соцветия, они складываются друг с другом и образуют кольца, треугольники подвесок и сережек. Треугольник тут — символ чаши, то есть любви и принятия. В коллекции три цвета золота — белое, цвета воды, желтое, цвета солнца, и розовое, цвета луны. Простой, но важный для Эуджении символизм.
А в коллекции Aleluia лепестки похожи одновременно и на тропические цветы, и на тропических птиц — те самые сложно выгнутые и повернутые под углом друг к другу вытянутые лепестки, за которыми я наблюдала в мастерской Эуджении Бруни, теперь стали и многоцветными. Появилась версия из белого золота с изумрудами, голубыми, желтыми и розовыми сапфирами, и есть однотонные — из розового золота с розовыми сапфирами, белого золота с белыми бриллиантами, розового золота с бриллиантами цвета шампанского и белыми бриллиантами и еще желтого золота с желтыми сапфирами. Для каждого цвета у Эуджении есть, как всегда, архетипическое, символическое объяснение: зеленый — это цвет земли, синий — ночного неба, а розовый — цвет рассвета и заката. Розовые же сапфиры на розовом золоте в своей цветовой симметрии создают самую чувственную цветовую связь между камнями и металлом и символизируют цельность и завершенность женственности. Надо сказать, что все украшения Aleluia совершенно преображаются на теле — выглядящие массивными кольца на две фаланги идеально мягко ложатся на пальцы, буквально срастаясь с ними, а кажущиеся тяжелыми сережки в виде развернутого крыла нежнейшим образом повторяют изгибы ушной раковины, и все это носится самым изящным образом.
Опять лепестки — но уже из четырех лепестков, соединенных попарно,— в коллекции Giardini Segreti. Лепестки выложены бриллиантовым паве — разного типа, в зависимости от цвета золота. И то, как подобраны оттенки камней, как они сочетаются друг с другом и оттенком золота, какая огранка использована, чтобы создать эффект гладкой поверхности лепестка, как закреплены камни — все эти тонкости и создают не просто красивую, но чрезвычайно приятную тактильно поверхность украшения.
Тактильность — ключевое слово для коллекции Luce. Свет — а именно так переводится название коллекции — Эуджения Бруни видит как один из главных способов создания эмоциональной связи между природой и человеком, в данном же случае она говорит о солнечном свете на поверхности морской воды. Этот свет преломился в золотые круги — и это, пожалуй, самая минималистичная коллекция Pasquale Bruni. Казалось бы, ну круги и круги — что может быть очевидней и проще. Но под каждым из них помещено золотое полушарие, которое создает объем и совершенное меняет то, как кольцо прилегает к коже: уже не всей плоскостью, а только самой выпуклой точкой, и крутить такое кольцо на пальце — отдельное удовольствие. Есть украшение только из золота, без камней, есть — с отдельными звеньями, выложенными бриллиантами, иногда по всей поверхности круга, иногда в форме месяца. Простота формы соединена в Luce с функциональной сложностью: есть, например, кольцо в виде тройной пружины, можно надеть два таких кольца вместе, и они совпадут так, что будет казаться, будто на пальце три плотно прилегающих друг к другу кольца. Или самый необычный предмет коллекции — сотуар Light In Me, где сережки соединены с колье, и кажется, как будто это единая цепочка из звеньев и тех самых круглых пластин, которые отличаются по размеру и помещены через разные интервалы. Среди них есть элементы с бриллиантами — и это фазы Луны, от полумесяца до полнолуния. Собирается все это вручную и может быть по-разному стилизовано.
Очень хочется надеяться, что жизнь изменится к лучшему и до Москвы доедут новые коллекции Pasquale Bruni, которые Эуджения посветила Луне как воплощению стихии женского. И мы сможем увидеть и три соединенных кольца Joli Bouquet Lunaire — с ониксом, а также с серым и белым лунным камнем,— которые можно носить вместе на одном пальце или на трех пальцах. А еще — совсем новые украшения Luna In Fiore, нетипичные для Эуджении Бруни, в стиле 1980-х, гладкие и объемные, на которые помещены цветы-пятилистники Bon Ton из уже существующей коллекции Figlia Dei Fiori, а застежка сделана в виде маленький цепочки с луной и месяцем.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram