Ограничения настигли ГАЗ
Есть ли шанс спасти автомобилестроительную группу Олега Дерипаски от санкций
Группа ГАЗ все же попала под американские санкции спустя четыре года после их введения. Все это время компания пользовалась лицензиями от американского Минфина — они давали ей отсрочку от введения ограничений. Первые выдавались ГАЗу на год, но в 2022-м срок их действия сократили. И последний документ группе выдали всего на месяц, и 25 мая срок его действия истек. Вместо него американское ведомство предоставило урезанную версию лицензии, которая предполагает ограниченное число сделок, необходимых для сворачивания транзакций..
Что теперь ждет группу ГАЗ? И сможет ли Олег Дерипаска спасти ее? Адвокат Денис Дурашкин полагает, что делать это уже поздно: «Под санкции группа ГАЗ попала еще до 24 февраля, ограничения были связаны с тем, что в списке был Олег Дерипаска. Но тем не менее OFAC (Управление по контролю над иностранными активами) — специальный орган Министерства финансов США — предоставлял лицензии, то есть, по сути, отсрочку от действия запрета для ГАЗа. В том числе шли переговоры о возможной продаже немецкой компании Volkswagen — одного из главных партнеров группы.
В итоге несколько раз дедлайн по санкциям продлевался, но новые генеральные лицензии OFAC не выпустил. И, соответственно, получается, что с сегодняшнего дня ГАЗ находится под ограничениями, и для американских компаний запрещены какие-либо сделки с ней: поставка комплектующих, экспорт автомобилей за границу. По всей видимости, это критично для компании, потому что, насколько я знаю, во-первых, она сотрудничала с немецкими предприятиями, концернами, во-вторых, значительная часть комплектующих тоже импортного производства. Сможет ли группа ГАЗ выжить в условиях санкций, сложно сказать.
Олегу Дерипаске удалось спасти "Русал", вывести его из-под ограничений, но путем того, что он просто вышел из уставного капитала, прекратил контроль над этими компаниями, и OFAC признала это достаточным. Была надежда, что то же самое случится и с группой ГАЗ, и это могло бы произойти, если бы действительно, например, ее купил Volkswagen.
В текущей ситуации спасти компанию уже не получится, потому что иностранные компании уходят из России.
В таких условиях вряд ли бы они пошли бы на приобретение доли в группе ГАЗ. Возможно, есть варианты договориться с какими-то китайскими партнерами».
Теперь группе ГАЗ запрещено иметь дело с американскими партнерами. Но еще серьезнее риск вторичных санкций, под которые могут попасть контрагенты компании. Но, скорее всего, группа ГАЗ была готова к ограничениям, уверен юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова: «При любой транзакции всегда есть риск, что деньги заблокируют, и их не увидит никто. Это очень существенно бьет по компании со статусом SDN.
То есть даже если белорусы вдруг захотят заплатить в долларах группе ГАЗ, они этого сделать не смогут, потому что транзакцию увидит американский регулятор, и она будет заблокирована. Здесь уже нужно будет искать другие обходные пути. Я думаю, что какие-то схемы взаимодействия группа ГАЗ все равно выстроила — это крупная компания, которая не первый день под санкциями, хоть и с лицензией. Думаю, что там придумали какие-то пути взаимодействия и, скорее всего, отошли в большинстве своем от долларовых сделок».
По данным на 31 декабря 2018-го, более половины акций группы ГАЗ принадлежали холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски. Часть собственников не раскрывалась. Поменялась ли структура владельцев, неизвестно. С тех пор данные об акционерах группа не публиковала.