Хрономедицина должна войти во все рекомендации

Биоритмология, или хронобиология — это биомедицинская наука, изучающая периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны окружающей нас материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы и являются фундаментальным процессом в природе.

Сегодня известно, что одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — например, суточные, приливные, годичные. Влияние биоритмов на все живое имеет определяющее значение. Понимание этих процессов может широко использоваться в медицинской науке и практике.

***

Путь биоритмологии в науку не был простым. В середине и конце XX века приобрели популярность различные псевдонаучные теории — например, теория «трех ритмов», не зависящих ни от внешних факторов, ни от возрастных изменений самого организма. Понятие биоритмов наряду с «биополем» широко использовалось в экстрасенсорике, из-за чего было частично дискредитировано.

***

В 2017 году Нобелевская премия по медицине была присуждена Джеффри Холлу, Майклу Росбашу и Майклу Янгу именно за эксперименты в области биоритмологии.

Экспериментируя с мушками-дрозофилами, ученые открыли молекулярные механизмы, которые контролируют так называемые циркадные, или циркадианные ритмы (от латинского circa — примерно и dies — день). Это «биологические часы» внутри живых организмов, подстраивающие наши физиологические процессы под время дня. Как именно они работают, оставалось загадкой, пока в 1984 году трое ученых не смогли выделить ген, а затем и объяснить, как именно он работает. Они открыли специфический белок, количество которого колеблется в зависимости от времени дня и «запускает» работу гена. Принципиальная важность этой работы в том, что ее авторы вышли на новый уровень — генетический.

***

В нашей стране пионерами хронобиологии и хрономедицины стали академик Федор Комаров и профессор Семен Рапопорт, обратившие внимание на сезонность обострений многих хронических заболеваний в эндокринологии, кардиологии, неврологии, психиатрии.

На базе Клиники внутренних болезней им. Е. М. Тареева Первого медицинского института (ныне Сеченовский университет) была проведена огромная научно-исследовательская работа, результаты которой были внедрены в клиническую практику. Так появились первые протоколы ведения больных с учетом их суточных и годичных биоритмов, разработаны новые схемы лечения, в результате чего, по словам Семена Рапопорта, удалось в два-три раза сократить прием препаратов и добиться значительного улучшения их состояния.

«Мы пришли к выводу, что хрономедицина должна войти в медицинские рекомендации всех медицинских учреждений страны»,— рассказывает Семен Рапопорт. Однако, к сожалению, этого пока так и не произошло. В абсолютном большинстве медучреждений всех лечат «под одну гребенку», а персонализированная медицина пока остается красивым лозунгом.

Однако надежда все-таки имеется: в нашей стране проходят Всероссийские съезды по хронобиологии и хрономедицине, где собирается множество специалистов, звучат интересные доклады, по этой тематике защищаются диссертации.

Это не может не радовать, говорит Семен Рапопорт: люди понимают, насколько важно развивать это направление, которое без больших затрат и сложных исследований может сделать всех здоровее и счастливее.

Вся лента