Не пороть «горючку»
В Прикамье зафиксировано нехарактерное для сезона удешевление бензина
В начале этого летнего сезона в Пермском крае не наблюдается обычного для данного периода роста цен на бензин и дизельное топливо. Напротив, в мае крупнейшие в регионе сети АЗС заметно снизили стоимость нефтепродуктов. Это произошло на фоне рассмотрения УФАС антимонопольного дела в отношении лидера на топливном рынке Прикамья — компании «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», а также падения биржевых цен бензина и дизеля. Представители отрасли и эксперты считают, что в большей степени на снижение оптовых и, как следствие, розничных цен повлиял профицит на российском рынке нефтепродуктов, образовавшийся из-за ограничения экспорта горючего. При этом аналитики прогнозируют, что в дальнейшем топливо вряд ли продолжит существенно дешеветь в рознице.
Лидер по числу автозаправочных станций в Пермском крае ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на прошлой неделе снизило розничные цены на бензины. Об этом сообщили в Пермском УФАС, которое в настоящий момент рассматривает антимонопольное дело в отношении компании. По данным проведенного управлением мониторинга, минимальная цена бензина марки АИ-92 на заправках сети 19 мая была установлена на уровне 46,85 руб. за литр, АИ-95 — 47,35 руб. За неделю до этого минимальные цены на эти бензины составляли 47,43 руб. и 51,4 руб. соответственно. Максимальная цена бензина АИ-92 на АЗС «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» с 19 мая была снижена с 48,13 до 47,35 руб., на АИ-95 — с 52,11 до 51,49 руб. Цены на дизельное топливо остались без изменений и составляли от 54,71 до 55,39 руб. за литр.
Данных по динамике цен на заправках «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» на текущей неделе у УФАС пока нет.
В пресс-службе управления уточнили, что они появятся в четверг или пятницу.
По имеющейся у УФАС информации, из всех регионов присутствия компания уже второй раз за весну снижает розничные цены только в Пермском крае — в конце апреля цены на бензин на ряде АЗС сети упали сразу на 70 коп. за литр. С чем это связано, в антимонопольном ведомстве не сообщили, порекомендовав обратиться непосредственно к продавцу.
В ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не стали комментировать изменение цен.
Антимонопольное дело в отношении общества было возбуждено в феврале этого года. Причиной стал резкий рост стоимости бензинов на АЗС сети в IV квартале 2021 года.
На заправках второй по количеству станций в Прикамье сети «Нефтехимпром» на минувшей неделе также было зафиксировано снижение цен. По данным сайта Benzin-price.ru, цены на бензины АИ-92 и АИ-95 на ее АЗС упали сразу на 1 руб.: 12 мая они составляли 47,43 руб. и 51,11 руб. соответственно, а 19 мая — 46,43 руб. и 50,11 руб. Стоимость дизельного топлива не изменилась — 54,72 руб.
В течение мая наблюдается существенное снижение оптовых цен на бензины и дизель. Если 4 мая бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ торговался по 40,3 тыс. руб. за тонну, то 25 мая — уже по 36,9 тыс. руб. Биржевая цена АИ-95 за это время снизилась с 43,5 до 40,9 тыс. руб. за тонну, ДТ — с 56,7 до 54,7 тыс. руб. за тонну. При этом, как правило, май и начало июня на российском топливном рынке являются периодом наибольшего роста оптовых и, соответственно, розничных цен. Как пишет «Ъ», даже в пандемию, весной 2020 года, оптовые цены на бензин после резкого падения в марте-апреле начали расти в мае и превышали 40 тыс. руб. за тонну, хотя нефть тогда стоила менее $25 за баррель, а курс рубля превышал 70 руб. за доллар.
Пермская сеть АЗС «Экойл», информации о ценах которой нет в базе данных Benzin-price.ru, также снизила цены на бензин, сообщил директор компании Анатолий Коновалов. Точные цифры он не привел, пояснив, что розничные цены на заправках сети зависят от закупочных, которые постоянно меняются. «Мы покупаем топливо у завода-производителя и корректируем наш прайс с учетом его отпускных цен, которые то повышаются, то понижаются. В последнее время видим, что в целом по России цены потихоньку идут вниз. Думаю, это связано с тем, что из-за санкций горючее практически не экспортируется»,— полагает господин Коновалов.
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман соглашается с этим доводом. «Отказ европейских потребителей от российских нефтепродуктов привел к их перенаправлению на внутренний рынок и образованию на нем профицита. Это, вместе с продолжающейся работой демпферного механизма и укреплением рубля, снизило оптовые цены»,— поясняет эксперт. Он прогнозирует, что в ближайшее время оптовые цены на топливо будут расти темпами, уступающими инфляции. «Из-за повышения конкуренции между нефтяниками возможны даже периоды появления скидок или небольшого снижения цен. При этом общий повышенный уровень инфляции в стране, подорожавшие кредиты, недоступность западного оборудования и вероятное снижение объемов нефтепереработки в РФ не позволят нефтепродуктам существенно и устойчиво дешеветь в рознице»,— считает господин Кауфман.