Страшная сила
Почему тренд на ugly shoes не проходит
Ugly shoes, также известные как «уродливая обувь», уже давно захватили подиумы и коллекции больших брендов. Чаще всего такую обувь ассоциируют с Balenciaga — именно французская марка сделала громоздкую обувь популярной во всем мире. Такие кроссовки можно также найти в коллекциях Rick Owens, Raf Simons и многих других. Однако гротескные кроссовки — удел не только люксовых брендов. Например, одними из первых к «уродливым» кроссовкам обратились Fila. Большие спортивные марки вроде adidas или Nike тоже не стесняются время от времени добавлять кроссовки «как у Balenciaga» в свои коллекции.
Продолжительность «жизни» отдельно взятого тренда в среднем составляет от трех до пяти лет (здесь не учитываются такие «бессмертные» тренды, как, например, винтажные вещи — они всегда будут в цене). Тренд на «уродливую» обувь начался примерно в 2016 году — тогда большая мода обратила внимание на обувь от Crocs, а чуть позже Birkenstock появились на подиумах в версиях от Рика Оуэнса и Valentino. В итоге обе марки (и Crocs, и Birkenstock) перешли из нишевой удобной обуви в разряд ультрамодных элементов гардероба, за которыми начали охотиться, казалось, все, а марки одна за другой стали выпускать совместные коллекции и свои интерпретации громоздких и удобных «кроксов» и «биркенштоков». С тех пор тренд на такую обувь не просто не спадает, а как будто только развивается и останавливаться не собирается. Многие противники «уродливой» обуви (включая автора этого материала) предрекали ей скорый конец и были уверены, что о ней забудут через пару лет — и как же они оказались неправы.
Так почему же этот тренд до сих пор так уверенно двигается по просторам мировой моды? Во-первых, утилитарность: такая обувь в первую очередь комфортна. Crocs, Birkenstock, кроссовки на мягкой массивной подошве, клоги — в них можно проходить весь день, ни разу даже не задумавшись о неустойчивом каблуке или натирающей пятке. Во-вторых, вариативность: внутри тренда на «уродливую» обувь полно ответвлений. Кто-то выбирает кроссовки, а кто-то уходит в вызывающе гротескные силуэты — чего стоят туфли Vibram Five Fingers от Balenciaga. Демна Гвасалия известен своими абстрактными и провокационными идеями, но добавить каблук к и без того (мягко говоря) специфической обуви — для этого нужна смелость, граничащая с сумасшествием.
Нравится нам это или нет, но тренд на ugly shoes пройдет еще нескоро. В моду активно возвращаются 2000-е — время, когда массивная подошва была особенно популярна. Плюс ко всему постпандемийный мир заточен на комфорт, особенно когда речь идет об одежде. Да, большие бренды пытаются вернуть на подиумы роскошь и блеск, но массовый потребитель все равно выберет удобство — все слишком привыкли к домашнему комфорту за время пандемии, и отказываться от него уже не хочется. Эти факторы говорят о том, что «уродливая» обувь с нами надолго — именно потому, что она отвечает обоим требованиям. Модно и удобно — беспроигрышная схема в мире масс-маркета.