За детей ответила
Уполномоченная по правам ребенка в Башкирии представила в Курултае годовой отчет
Детский омбудсмен Башкирии Ольга Панчихина вчера отчиталась о своей работе за 2021 год перед депутатами Курултая. В числе основных проблем в регионе она выделила высокий уровень детского суицида, низкие темпы выделения жилья детям-сиротам, а также задержки в предоставлении детям с орфанными заболеваниями жизненно важных лекарств. Доклад омбудсмена депутаты приняли без особых вопросов, лишь Вячеслав Рябов попросил в следующем году не расходовать бюджетные деньги на распечатку раздаточных материалов.
В 2021 году уполномоченному по правам детей в Башкирии Ольге Панчихиной поступило 1685 обращений от граждан, 35% которых касались вопросов защиты семьи, материнства и детства, 14% — обеспечения жильем. Об этом госпожа Панчихина рассказала вчера на заседании Курултая республики.
По словам омбудсмена, проблема с предоставлением жилья остается острой. Так, в 2021 году в Башкирии насчитывалось 11 491 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным на 1 января, в очереди на получение жилья находились 7620 таких детей, а получили квартиры в 2021 году только 762 человека. «Темпы обеспечения жильем не отвечают существующим потребностям, очень много вопросов приходилось решать с прокуратурой и следственным комитетом», — заявила госпожа Панчихина.
Проблемой в Башкирии, по словам омбудсмена, остается и несоблюдение прав детей на охрану здоровья. «Четверть обращений касается обеспечения детей лекарствами. Сообщалось об отсутствии жизненно необходимых лекарств и лекарств для детей с орфанными заболеваниями, в том числе со СМА»,— сообщила госпожа Панчихина. Препараты частично приобретаются за счет государственного внебюджетного фонда «Круг добра», созданного в январе прошлого года. Вместе с тем, отвечая позже на вопросы депутатов Курултая, госпожа Панчихина подчеркнула, что часто семьи не могут получить назначенные им препараты, поскольку закупки производятся не вовремя. Кроме того, по словам омбудсмена, часто вместо назначенных врачами лекарств детям выдают аналоги, от которых родители отказываются, так как такие препараты вызывают сильные побочные эффекты.
Госпожа Панчихина добавила, что в Башкирии сегодня более 18 тыс. детей-инвалидов — это почти на 1 тыс. больше, чем было в 2020 году. У 42% детей-инвалидов диагностированы болезни нервной системы.
Серьезной проблемой омбудсмен назвала подростковый суицид. Регион оказался лидером по числу самоубийств несовершеннолетних среди регионов ПФО. На втором месте — Пермский край, на третьем — Самарская область. «В 2021 году в республике на 22% увеличилось количество детских суицидов: 27 фактов, окончившихся смертью. Обращаю внимание, что только за апрель-май этого года у нас шесть случаев, это очень тревожно», — сказала она. Госпожа Панчихина подчеркнула, что чаще всего суицид совершают «внешне благополучные дети из благополучных семей», однако о причинах самоубийств не упомянула.
В своем докладе Ольга Панчихина также не стала углубляться в тему преступлений против детей, отметив лишь, что «несмотря на все усилия», их число остается «на высоком уровне».
Депутат Тимур Гильмияров попросил омбудсмена прокомментировать ситуацию в Серафимовской школе-интернате, где был найдем мертвым 12-летний ребенок. В начале мая региональное управление СКР сообщило, что возбудило уголовное дело по признакам причинения смерти по неосторожности. Мальчик умер в январе, судмедэкспертиза не показала признаков насильственной смерти. После жалоб родных следствие назначило повторную экспертизу. Господин Гильмияров поинтересовался, входит ли в обязанности омбудсмена отслеживать состояние детей в таких интернатах. Госпожа Панчихина никак не прокомментировала смерть ребенка, но отметила, что регулярно выезжает в интернаты.
Депутат Гульнара Бикбулатова уточнила, для чего был создан детский общественный совет и как он работает. Ольга Панчихина пояснила, что нельзя «обсуждать вопросы детства, не спрашивая у детей». «Ребята поднимают разные вопросы — по занятости, по обучению, по сдаче экзаменов, по булингу. Они (дети) увидели, что есть проблемы, и провели встречи на местах. Они делают школьные службы примирения, чтобы решать конфликты», — добавила омбудсмен.
Несколько депутатов задавали вопросы, касающиеся булинга в школе. По словам Ольги Панчихиной, обращений, связанных с этой темой, после выхода с удаленного обучения стало больше. В ряде случаев булинг происходит и со стороны учителей. Депутат Гюзель Юсупова предложила «совместно с минобром и депутатским корпусом» организовать круглый стол, потому что «необходимо усилить работу школьных психологов».
Единственным депутатом, выступившим с критикой, стал Вячеслав Рябов (ЛДПР). Критика, однако, касалась не содержания, а формы отчета. «Вопрос по раздаточным материалам. 200 экземпляров, 178 страниц. Я посчитал, это 35 600 страниц. Умножаем на среднюю стоимость 5 рублей, получаем 178 тысяч рублей было затрачено. У меня пожелание: в следующем году в целях экономии бюджетных средств лучше в электронном варианте разошлите»,— заявил он. Госпожа Панчихина пообещала замечание учесть.
Доклад омбудсмена депутаты приняли к сведению единогласно.