Хвича Акубардия: «В первую очередь врач должен спасать жизни»

Генеральный директор «Евроонко» о ситуации с отзывом лицензии

Осенью 2021 года многие СМИ активно обсуждали отзыв лицензии у клиники экспертной онкологии «Евроонко». Эта ситуация выявила колоссальные проблемы в действующей системе лицензирования медицинской деятельности. В итоге руководству онкологического центра в судебном порядке удалось восстановить справедливость. О том, насколько легко можно аннулировать лицензию частной клиники, о расследовании этого дела правоохранительными органами и итогах судебного разбирательства рассказал генеральный директор «Евроонко» Хвича Акубардия.

— Хвича Гурамович, как получилось, что у «Евроонко» отозвали лицензию?

— Ситуация на самом деле была абсурдная. В августе 2021 года некто от имени клиники подал заявление в Департамент здравоохранения Москвы о прекращении действия нашей основной лицензии на оказание медицинских услуг. Департамент заявление обработал и спустя месяц издал приказ о прекращении действия лицензии, о чем мы узнали совершенно случайно, когда наш юрист увидел данную информацию на сайте Росздравнадзора. Мы были крайне удивлены. Если не сказать больше — шокированы.

Безусловно, мы оперативно отреагировали: сразу же обратились к регуляторам, в правоохранительные органы и судебные инстанции. Арбитражный суд города Москвы удовлетворил наше заявление о наложении обеспечительных мер в виде приостановления действия приказа департамента о прекращении лицензии. Благодаря этим мерам, кстати, клиника «Евроонко» в Москве на законных основаниях продолжала лечить наших пациентов, в том числе из регионов, ведь в первую очередь врач должен лечить, спасать жизни.

Мы не имеем претензий к Департаменту здравоохранения города Москвы: он действовал в строгом соответствии со своими регламентами. Но, несмотря на наше оперативное реагирование, у нас были связаны руки. Из-за действующих норм и правил мы не смогли быстро добиться отмены данного приказа ни на уровне департамента, ни в суде. Абсурд, правда? Только после заявления в полицию было возбуждено уголовное дело, где клиника была признана потерпевшей стороной.

Экспертиза Министерства юстиции РФ однозначно подтвердила, что заявление в Депздрав Москвы было сфальсифицировано и подписи на документах сделаны не мной. Только после этого арбитражный суд окончательно принял решение в нашу пользу. Двадцать девятого апреля текущего года суд постановил немедленно восстановить лицензию в полном объеме. У нас на руках соответствующий приказ департамента. На сайте Росздравнадзора и в ЕГРЮЛ уже можно увидеть, что лицензия была выдана в 2020 году и ее действие не прерывалось.

— Получается, что подделкой подписи можно условно закрыть любое медицинское учреждение? Даже федеральный центр?

— Получается, именно так. Другой вопрос, что если лицензирующий орган получит такое заявления от имени крупного НИИ, то это наверняка насторожит коллег и вызовет дополнительную проверку документов, а в случае с частной клиникой, как оказалось, таких вопросов может не возникнуть. Надеюсь, наш негативный опыт станет прецедентом и надзорные органы будут более внимательны к такого рода заявлениям.

Эта ситуация выявила колоссальные проблемы в действующей системе лицензирования медицинской деятельности. Мы боролись семь месяцев, терпели нападки и несли большие репутационные потери. Представьте, что деятельность практически любой медицинской организации может быть преступным образом прекращена злоумышленниками или недобросовестными конкурентами. Наша клиника уже инициировала обращение в профильный комитет Государственной думы с просьбой о внесении регуляторных изменений в действующий порядок прекращения медицинской лицензии.

Подобных ситуаций больше не должно возникать. Рейдерские захваты и недобросовестная конкуренция — пережиток девяностых. Думаю, мы уже давно живем в другом, более цивилизованном мире.

Рассчитываем, что наш случай будет всесторонне изучен коллегами и в медицине больше не будет места подобным экстраординарным ситуациям.

— Как продвигается расследование уголовного дела?

— В интересах следствия нас не погружают в детали, даже учитывая, что мы пострадавшая сторона. Следственные действия продолжаются. По-видимому, в операции по аннулированию лицензии была задействована группа лиц.

— Как эта ситуация отразилась на работе клиники?

— Благодаря обеспечительным мерам мы продолжали делать свое дело — спасать здоровье и жизни людей. Но пока разворачивался этот «детектив», некоторые СМИ «хайповали» на наших проблемах. В сети Интернет была запущена активная и весьма грязная кампания против «Евроонко». Разные площадки утверждали, что у нас нет лицензии и мы работаем незаконно. За факты выдавались разные утверждения, не соответствующие действительности. Подчас абсолютно абсурдные.

Кроме того, в правоохранительные и контрольно-надзорные органы сыпалось огромное количество жалоб аналогичного содержания. Мы постоянно находились в режиме выездных проверок, а это было очень тяжело для персонала как физически, так и морально.

Все проверки подтвердили не только законность работы клиники, но и ее высокий уровень. Никаких существенных замечаний клиника не получила, хотя была неоднократно проверена, что называется, от ворот и до крыши.

Всем этим обращениям и публикациям следствию еще предстоит дать правовую оценку в рамках уголовного дела. Не исключаю, что заявление в Депздрав Москвы и кампания по очернению клиники в СМИ — звенья одной цепи.

— Кому вы так помешали?

— В интересах следствия я не могу комментировать этот вопрос. Думаю, что довольно скоро мы все всё узнаем и преступники понесут заслуженное наказание.

— «Евроонко» — это федеральная сеть клиник экспертной онкологии. Ваши филиалы работают в Санкт-Петербурге и Краснодаре, в Самаре и Нижнем Новгороде открыты информационно-сервисные центры. Как повлияла эта ситуация на деятельность сети в регионах?

— Проблема с отзывом лицензии касалась только московской клиники, у клиник в Санкт-Петербурге и Краснодаре проблем с лицензиями не возникало. Тем не менее судебные тяжбы, а главное, развернувшаяся параллельно широкая информационная кампания против «Евроонко» в Интернете не могли не нанести репутационный ущерб, в том числе нашим филиалам.

К счастью, пациенты, приходя на прием в клинику в Краснодаре или Питере, убеждались, что лживая информация не соответствует действительности. Более того, сейчас это подтвердил и суд. Я думаю, окончательно справедливость восторжествует после того, как будут найдены и наказаны преступники, пытавшиеся с помощью подлога и грязной информационной войны прекратить деятельность «Евроонко». Их планы не реализовались, правда на нашей стороне. «Евроонко» продолжает лечить и спасать жизни тысяч пациентов из разных регионов России.

Федеральная сеть клиник экспертной онкологии «Евроонко» — российская сеть частных специализированных онкологических центров, предоставляющих широкий спектр диагностики и лечения рака по современным мировым стандартам.

В 2020 году начали работать филиалы клиники в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Также информационно-сервисные центры функционируют в Нижнем Новгороде и Самаре.

В своей работе специалисты клиники используют самые современные методы диагностики и лечения онкологических заболеваний на уровне ведущих медицинских центров мира. Применяются новейшие оригинальные противоопухолевые препараты с доказанной эффективностью, лечение проводится в строгом соответствии с последними версиями международных протоколов, рекомендациями Европейского медицинского общества онкологов (ESMO) и других авторитетных профессиональных сообществ.

За одиннадцать лет работы медицинским блоком «Евроонко» накоплен богатейший опыт в лечении и сопровождении пациентов с онкологическим статусом, особенно на поздних стадиях и в тяжелых случаях, когда пациенту уже, по сути, отказывают в других клиниках. Но если человека нельзя вылечить полностью, это не значит, что ему нельзя помочь.

Планируется дальнейшее масштабное развитие как в регионах РФ, так и в Москве. Имеющиеся площади на данный момент в полной мере уже не позволяют реализовать планы руководства клиники для более качественного и оперативного лечения пациентов в одной локации. В Краснодаре в 2022 году будет открыт дневной стационар.

ВОЗМОЖНЫ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.


Читайте нас в Telegram

Вся лента