Бизнес хочет большего
Что говорят предприниматели о снижении ключевой ставки
Центробанк сделал ставку на возрождение деловой активности, но предприниматели не спешат брать кредиты. На внеочередном заседании 26 мая совет директоров регулятора снизил ключевую ставку с 14% до 11%. Банк России пошел на этот шаг уже в третий раз за два месяца. Власти открыто говорили, что кредитование в стране упало, и ЦБ постарается простимулировать предпринимателей брать новые займы. “Ъ FM” поговорил с бизнесменами о том, готовы ли они теперь обращаться в банки за подешевевшими кредитами. Их точки зрения — в материале Ивана Якунина.
Рисков от снижения ставки в нынешней ситуации немало. Экономисты говорили, что дешевые деньги способны разогнать инфляцию, которая к концу года и так может превысить 20%, что вклады станут менее привлекательными, и у банков будет дефицит ликвидности. Наконец, что главная угроза — крепкий рубль — все равно не исчезнет, и влияние ставки на него ограничено. Тем не менее Центробанк выбрал компромиссный вариант и опустил показатель на 300 базисных пунктов. Эффект был заметен в тот же день, поделилась с “Ъ FM” зампред Ланта-банка Ирина Рысь:
«У нас были клиенты, которые планировали приобретение собственного помещения, чтобы перенести туда производство с арендованных площадей. При этом они понимали, что под ставку в 20% просто не потянут этот проект — никакое производство не сможет окупить эти затраты. И вопрос откладывался до того момента, пока ситуация не стабилизируется, и ставки на рынке не понизятся. После того, как показатель уменьшили до 11% годовых, мы разговаривали с этими клиентами, и они готовы возвращаться к переговорам с продавцами и снова выходить на кредитную сделку, чтобы профинансировать приобретение этой недвижимости».
Главное опасение властей понятно: экономика России после начала военных действий на Украине буквально замерла. В апреле, как показал индекс PMI, и в промышленности, и в обработке, и в сфере услуг деловая активность выросла, но все еще осталась ниже 50 пунктов, а это значение принято считать пороговым. Накануне заседания ЦБ замминистра экономического развития Полина Крючкова прямым текстом говорила: важно перезапустить рыночное кредитование как в потребительском, так и в корпоративном секторе. Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев считает, что регулятору это не удалось:
«Ставка, безусловно, влияет, сейчас она по-прежнему высоковата.
Да, не запретительная, как были предыдущие, но и не стимулирующая, это ставка, ни к чему не ведущая. 11% плюс 3% — минимум, который возьмут банки, то есть реально компании будут получать кредиты примерно под 15%. Понятно, что при таких условиях никто инвестировать не будет: это не окупится. Из поддержки, которую получала наша компания, — это дешевые кредиты на инвестиции со сниженной ставкой. Это как раз позволяет делать инвестиции, и мы этим уже занимаемся, но это как бы в порядке специальных мер».
Власти, кажется, это понимают. И вот уже после заседания ЦБ министр экономического развития Максим Решетников заявил, что рассчитывает на дальнейшее снижение ключевой ставки, правда, не пояснил, до каких значений. Следующее совещание совета директоров регулятора, судя по календарю на его сайте, запланировано на 10 июня, и, если новых угроз не появится, показатель смогут снова снизить, пусть и не так радикально. Но владелец сети кофеен Take&Wake Алексей Петропольский уверен, что цена кредита — это еще не все:
«Абсолютно непонятно, что будет завтра — не то что через месяц или два, поскольку санкции расширяются чуть ли не каждую неделю.
Завтра банально может перестать работать телефон. Поэтому в первую очередь должна завершиться спецоперация, чтобы остановилась вакханалия с новыми ограничениями. Я уж не говорю про оспу, которая идет к нам из Европы. В кофейном бизнесе нужно открывать новые точки. Уходит Starbucks, освобождаются интересные коммерческие площади, но спрос падает, цена закупок у нас растет, в торговых центрах проходимость упала от 20% до 50%. Открывать новые точки просто невозможно. Естественно, брать кредитование под них тоже невозможно».
К тому же для тех, чей бизнес завязан на импорте, новое решение ЦБ обернулось дополнительными расходами. После снижения ставки рубль в моменте потерял к доллару 10%. Очередной пересмотр может снова ослабить национальную валюту, и закупки из-за рубежа станут дороже. Вряд ли это поспособствует возрождению деловой активности: независимые аналитики утверждают, что импорт уже сократился на треть. Официальной статистики нет — Федеральная таможенная служба (ФТС) ее засекретила.