Убежище в «Сосновом бору»

Как беженцы из Украины живут и устраиваются в Ярославской области

В Ярославской области за время военной спецоперации на Украине открылись семь пунктов временного размещения беженцев. По данным областного правительства, свободных мест в них не осталось, при этом новых ПВР в регионе открывать не планируется. Корреспондент «Ъ-Ярославль» изучил, как выглядит и действует один из таких пунктов в санатории «Сосновый бор»: сюда в начале прошлой недели прибыла вторая группа беженцев в количестве 100 человек.

Фото: Дарья Сабаева

За ямным преимуществом

Дорога к «Сосновому бору» вполне соответствует названию Гаврилов-Ямского района. Когда мы на самой малой скорости вышли на финишную прямую, навстречу нам, так же аккуратно объезжая ямы, проехал автомобиль Следственного комитета. Сотрудник охраны санатория, вышедший из-за серых ворот, потребовал пропуск, записал фамилию водителя в журнал, сделал несколько уточняющих звонков.

Директор санатория Татьяна Горохова позже заверила нас, что такие строгости не связаны ни с визитом СКР, ни с организацией ПВР. По ее словам, многоуровневая пропускная система существовала в «Сосновом боре» всегда: «У нас закрытая территория, мы и родителей по СанПИНам сюда не пускаем». На проходной фиксируются также уходы и приходы беженцев, которым разрешено выходить за ворота. Другой вопрос, куда: вокруг лес и пара сел.

Не детское время

«Естественно, мы приостановили основную деятельность санатория, обычно у нас большое количество детей лечится, соответственно сейчас дети у нас не лечатся»,— подчеркнула директор. Теперь «Сосновый бор» принимает только взрослых. Отдыхающие расселены рядом с беженцами, но, по словам госпожи Гороховой, друг с другом не взаимодействуют, едят в разных местах и в разное время. К слову, за время, что мы провели в санатории, общаясь с беженцами и представителями администрации, отдыхающих встретить нам не удалось.

Фото: Дарья Сабаева

А заметная часть вынужденных переселенцев выстраивалась в очереди у корпуса №3, бело-розового двухэтажного здания. Там вели прием представители УФМС и Сбербанка. Госпожа Горохова рассказала, что все услуги и консультации для беженцев проводятся прямо в санатории: «Регулярно приезжают представители социальной и миграционной служб, медико-социальной экспертизы, Сбербанка, операторов сотовой связи, департамента образования, центра занятости, ЗАГСа, юристы, работники пенсионного фонда, налоговой службы, прокуратуры, следственного комитета. Они беседуют, проводят необходимые консультации, рассказывают, как оформить документы, как подать на гражданство».

Фото: Дарья Сабаева

Из первой группы беженцев, 101 человек, заехавших в санаторий 20 марта, около 20 человек трудоустроились, некоторые уже покинули ПВР. По данным регионального правительства, беженцев удалось пристроить на предприятия, в том числе, экспедиторами, учениками контролера и дефектовщика.

В «Сосновый бор» приезжают семьи из двух человек, семьи с двумя-тремя детьми, в последний заезд приехала семья с девятью детьми. Возраст вынужденных переселенцев абсолютно разный от малышей до граждан преклонного возраста.

Которая ходит сама по себе

На территории санатория несколько корпусов, столовая, клуб, медпункт, соединенные между собой асфальтовыми дорожками. По ним время от времени прогуливаются кошки. Многие беженцы, покидая зону специальной военной операции, взяли с собой домашних животных.

Фото: Дарья Сабаева

Кошка, проживающая в корпусе №3, приехала в Ярославскую область из Северодонецка Луганской области. Ее хозяйка Татьяна Белякова рассказала, что сначала они с мужем и кошкой своим ходом добрались до палаточного лагеря в Белгородской области, а оттуда организованно автобусом прибыли в Ярославский регион. Татьяна родилась в Киселевске Кемеровской области, в детстве с семьей переехала на Украину. Работала продавцом, по ее словам, получая в среднем за месяц около 60 тыс. в переводе на рубли, муж-украинец трудился водителем за более скромную плату, иногда ездил на заработки в Европу.

Чем дальше в лес

«У вас тут что-то вроде программы специальной есть: города объявляют, что могут принять столько-то беженцев. Мы два дня прожили в палаточном лагере в Белгороде, там нам предложили поехать в Ярославль. Мы понимали, что в теплые края не попадем, там уже все занято. Почитали про Ярославскую область, понравилось, согласились. Мы не знали, куда конкретно нас повезут, сказали, санаторий в Ярославле. Но мы же понимаем, что в центре города не может быть санатория, значит, где-то за городом. Некоторые бабушки, когда приехали сюда, просто со слезами ругаться стали: “Куда вы нас привезли! В лес! Нам в палатках лучше было!” Сейчас подуспокоились, но некоторые до сих пор все жалуются. А меня лично и мужа все устраивает»,— заверила Татьяна.

В ПВР они десять дней. «Скучать тут некогда, - поглядывая на очередь у корпуса №3, рассказывала Татьяна. — Каждый день подаешь новые заявления, оформляешь бумаги, то одни приезжают, то другие». Тут ее позвал муж: очередь подошла.

Фото: Дарья Сабаева

На втором этаже сотрудники Сбербанка принимали заявления на оформление банковских карт. Номер банковского счета прикладывался к заявлению в отдел социальной защиты о получении разовой выплаты в 10 тыс. руб. на человека.

В соседнем холле с большим плоским телевизором вели прием представители УФМС. Телевизор был выключен, все были сосредоточены на подготовке документов для оформления свидетельства временного убежища, необходимого для трудоустройства. Свидетельство, согласно указу президента России, позволяет в упрощенном режиме, за два месяца, оформить гражданство РФ. За один день заявления на гражданство подали более 40 человек.

А также в области балета

Пока Татьяна заполняла документы, ее супруг показал нам комнату. Беляковы живут тут же, на втором этаже. Комната небольшая, около 10 метров, но чистая: постояльцы убираются сами. Две простых кровати с металлическими спинками, покрывало бежевой спокойной расцветки, широкий серый шкаф для одежды и вещей, прикроватная тумба и что-то вроде маленького шкафчика для мелочей. Завидным для нас бонусом стали горячие батареи: в Ярославле отопление давно отключили. Рядом со шкафом голубая пластмассовая переноска, пара мисок на полу. Кошка вертится рядом, намекая, но до обеда еще далеко. Постояльцев «Соснового бора» кормят три раза в день, у детей дополнительно полдник.

Фото: Дарья Сабаева

На стенах холла перечислены все развлечения ПВР: библиотека, интерактивная программа с понедельника по пятницу и вечерний кинопоказ. Кроме того, ежедневно тут работает детский клуб: из 187 человек, нашедших убежище в «Сосновом бору», 48 — дети. 10 из них учатся в школе, еще двое в техникумах, дети ездят в учебные заведения каждый день. Ни одного ребенка на территории мы не встретили. Похоже, все были на занятиях.

«Вчера я цветы высаживала, — дополнила Татьяна Белякова информацию стенда о разновидностях досуга. — А в выходные обещали в Москву повезти. На балет».

Дарья Сабаева


Расскажем только самое важное в нашем Telegram-канале