«Парадокса в этом никакого нет»
Дмитрий Гронский — о ценах на авто
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассуждает о том, почему отличается стоимость машин в разных странах.
В последние дни одной из главных тем в отечественной автомобильной новостной повестке стали цены. Мы привыкли, что они в первую очередь зависят от курса валют, но на фоне небывалого укрепления рубля, случившегося за последние недели, стоимость новых машин если и подвинулась в меньшую сторону, то совсем чуть-чуть. Китайский кроссовер Haval Jolion в апреле стоил на 1 млн руб. больше, чем в январе, подорожав на 71%. В апреле цена снизилась на 220 тыс. руб., отыграв лишь пятую часть роста.
Коллеги с портала Autonews.ru привели цифры, которые многих поразили. Стоимость отдельных авто в России — для примера были выбраны популярные у нас Hyundai Solaris, Renault Duster и ряд других — оказалась в полтора, а то и в два раза выше, чем на рынке Европы или США. Выглядит впечатляюще, но парадокса в этом никакого нет. Например, Америка — один из самых желанных рынков для любого автопроизводителя, поэтому машины там продают разве что не себе в убыток, только бы завоевать или сохранить долю рынка. Причем не только их. Какой-нибудь японский фотоаппарат Nikon в магазине Нью-Йорка обойдется дешевле, чем на рынке Акихабара в Токио. Вопреки поговорке, что «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз».
Лет 10 назад деланный-переделанный американский автомобиль 50-х годов выпуска мог стоить на Кубе несколько десятков тысяч долларов. В то время как в США такая же модель в аутентичном состоянии обошлась бы в несколько раз дешевле. Курс песо при этом был ни при чем. Все дело в торговой изоляции, из-за которой новых машин на острове просто не было. У нас сейчас похожая ситуация: сами авто фактически не производим — импорт тоже почти остановился. Дилеры преимущественно распродают остатки, завышенная цена на которые многих клиентов устраивает. Потому что, как говорили в очередях советских универмагов, «второго завоза может не случиться».