«Красивый, сказочный, отчасти заброшенный город»
Петр Воронков — о Бежецке
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о том, чем интересен город.
Продолжаем путешествие по Тверской области, и сегодня — город Бежецк. Не знаю, как его описать — красивый, сказочный, отчасти заброшенный. Наверное, всего понемногу. Но то, что уникальный, это точно. Старинный, купеческий. Вот почитайте, что писала Анна Ахматова о Бежецке:
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи.
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
За городом находилось имение родителей мужа поэтессы Николая Гумилева. И конечно, она постоянно бывала здесь. Там же рос их с Николаем сын Лев. Бежецк — единственный российский город, где установлен памятник всем троим вместе. Как-то один искусствовед заметил: «Эпоха булыжных мостовых, экипажей и кринолинов, конечно, ушла, но улицы Бежецка помнят изящную и горделивую походку Ахматовой, а люди до сих пор чувствуют ее дыхание».
В этом городе много поэтов и художников, людей и творческих, и просто неравнодушных. Они постоянно что-то придумывают: акции, новые музеи. Музей малины, например. Как вам? Целый волшебный мир ягоды и всего, что с нею связано. Музей балалаечника-виртуоза Василия Андреева. Памятник балалайке, музей Шишкова, того что написал «Угрюм-реку». Энтузиасты гордятся, придумывают, открывают, а чиновники пыхтят, запрещают, не пущают.
Господи, как же это надоело! Сейчас вроде все успокоилось, но точно не знаю. Самый красивый купеческий дом в Тверской губернии, на мой взгляд, — это дом Неворотиных, расположенный как раз в Бежецке. Нет, он не отреставрирован. Просто красив даже в таком состоянии.
Я не рассказал о местных храмах и еще о многих музеях и людях. Но о купце Неворотине расскажу. Совсем чуть-чуть. Несколько раз избирался главой города. Был умен, богат, строил школы, церкви, постоянно жертвовал на благотворительность, как, собственно, и все бежецкие купцы. К чему я это? Да, так, и сам не знаю.