«Русских там очень не любят»
Куда отправляли беженцев после переполнения Европы
100 лет назад, весной 1922 года, французское командование решило ускорить очистку Константинополя и его окрестностей от нескольких десятков тысяч еще остававшихся там русских беженцев из числа эвакуированных в 1920 году из Крыма, для чего с 1 июля 1922 года было приказано прекратить снабжать их продовольствием. Но многие европейские государства и их колонии уже давно закрыли прием мигрантов, и оставалась возможность переезда лишь в крайне неожиданные для русских места. К оценке этих вариантов организации помощи беженцам приступили еще в начале 1921 года.
«Не следует ехать в Канаду»
Из письма управляющего делами бывшего Российского посольства в Лондоне, главноуполномоченного по делам русских беженцев Е. В. Саблина бывшему послу России в Риме М. Н. Гирсу, координировавшему деятельность не признавших советскую власть российских дипломатов, 9 марта 1921 года.
Переселение русских эмигрантов в Канаду в данное время чрезвычайно затруднено. Канадское Правительство отказывает русским в визах на том основании, что в городах Канады та же безработица, что и в Европе, и что не все британские подданные, желающие эмигрировать в Канаду, устроены…
Из материалов, собранных для Совета по расселению русских беженцев инженером К. Ф. Урлаубом, 1921 год.
Не следует ехать в Канаду, где теперь сильный кризис. Мой родственник, имевший там землю, очень жалуется на англичан (хотя сам англичанин).
Говорит, что они делают все, чтобы новым поселенцам приходилось солоно.
Другой мой родственник очень отрицательно относится к Австралии. Оба они люди очень трезвых взглядов и дельные. Впрочем, вопрос о переселении в Великобританские владения отпадает (Канада и Австралия в то время были британскими доминионами.— «История»), так как туда почти невозможно попасть…
Из «Бюллетеня №2 Земско-Городского Комитета помощи русским гражданам заграницею», 1921 год.
…Столь же безнадежен вопрос об отправлении в (британские.— «История») колонии партий русских беженцев на заработки, т. к. по настоянию рабочей партии организованный ввоз рабочих запрещен, как могущий понизить существующую заработную плату…
Относительно Британской Восточной Африки и Мозамбика не лишне отметить, что колонизация их русскими беженцами (даже если бы имелась возможность въезда) вообще вряд ли была бы осуществима, т. к. даже в высоких местностях, в отдалении от моря, там, где климат здоров, где почти нет страшных тропических лихорадок,— все-таки настолько жарко, что европейцы там плохо переносят физический труд. Устройство собственных хозяйств требует там очень крупных средств и знания особенностей климата и местных культур.
«Мексиканские войска насчитывают бесконечное число генералов»
Из справки Совета по расселению русских беженцев о Мексике, 1921 год.
…Теоретически Мексика такая же свободная страна, как и С.-А. Соединенные Штаты. Фактически мы убеждаемся еще раз, что свобода на бумаге не всегда означает существование ее в действительности…
Земледелие в Мексике вообще плохо развито. Обуславливается это тем, что ископаемые богатства страны влекут к себе большинство населения… Значительная часть Мексики не пригодна для сельского хозяйства, вследствие безводности… Деревенское население Мексики в силу этого очень бедно и плохо питается…
Те местности, где земля поразительно богата и дает богатейшие урожаи, совершенно не пригодны по климату для русских. Местности со здоровым климатом крайне бедны водой и совершенно не подходят для русских земледельцев…
Мексика больше всего известна как страна, богатства которой лежат не на земле, а в недрах...
Теоретически права рабочих на приисках хорошо ограждены, но фактически мы встречаемся с политически совершенно неустроенной страной.
В политическом отношении Мексика представляет собою вулканическую почву с беспрерывными извержениями.
Так как мексиканские войска насчитывают бесконечное число генералов, то постоянно кто-нибудь из них вербует сторонников в рудниках. Захватив рудник, «генерал» приобретает немедленно фонды. В зависимости от удачливости генерал становится большею частью только атаманом «бандорильеров», тогда он кончает жизнь в тюрьме или под крепким суком. Удачливый генерал становится политическим вождем и может выйти в президенты…
Фабричная жизнь слабо развита и не может дать занятий русским. Кроме того, труд здесь оплачивается плохо…
«Эта хорошая сторона Бразилии сама собой отпадает»
Из письма видного русского ученого-агронома И. Н. Клингена от 26 января 1921 года, обнародованного Советом по расселению русских беженцев.
...Возник «чудесный план» переселения в Бразилию. Я познакомился с Бразильским Консулом, он снабдил меня целой кипой книг, карт по Бразилии. С огромною жадностью я перечитал массу книг, брошюр про Бразилию, читал о ней публичные лекции в лагере (русских беженцев, где сам находился.— «История»), заинтересовал многих и составил довольно большой кружок сбиравшихся эмигрировать туда вместе со мной.
Я надеялся переманить туда всю мою многочисленную семью, рассеянную по белу свету. По совету Консула, с которым я очень сошелся, я подал прошение Бразил. Мин. Землед., предлагая свои услуги в качестве или профессора в Сельско-Хоз. институт близ Рио-Жанейро (в трех километрах по трамваю), или инструктора по эмиграции, если возможно, русских. Печатный Устав по иммиграции, утвержденный Бразильской Палатой Депутатов (на правах закона) и подписанный Президентом республики, сулил целый рай: по 25 гектар удобной земли для разведения плантаций кофе, какао, сахарного тростника и проч., даровой переезд до самого места поселения, даровое содержание в течение года до сбыта нового урожая, 8-летняя рассрочка за уплату долга за землю, готовые каменные дома в колониальном городе-саде, даровое лечение, даровое обучение детей и пр. и пр.
Консул уверял, что по моим сертификатам меня наверно возьмут в профессора, дадут 100 ф. в месяц и т. д. И вдруг последовало предупреждение от русского Генерального Консула в Бразилии, что все это мираж, и на деле все эмигранты попадут в положение белых рабов в окружающих эмигрантские поселки имениях крупных владельцев…
Из доклада бывшего члена Лондонской коммерческой палаты, эксперта-экономиста по тропическим странам Альфреда де Берри о Бразилии, составленного для Совета по расселению русских беженцев, 1921 год.
…Мне приходилось видеть уважаемых людей до их поступления в рабочие артели, и при встрече с ними спустя год я едва мог узнать их. Трудно описать то состояние, до которого они опустились, благодаря пьянству и другим порочным привычкам, приобретенным ими в нищете.
С моей точки зрения, нежелание русских ехать в Бразилию вполне оправдывается тем, что они не знают, в каких условиях им придется там работать.
Дело в том, что при службе по контракту в рабочих артелях погибает 90%...
Из обзора, написанного для Совета по расселению русских беженцев бывшим агентом-переводчиком при Департаменте эмиграции Бразилии В. Анучиным, 17 июня 1921 года.
…Каждый эмигрант, приехавший в Бразилию, может рассчитывать на получение от правительства на долгосрочную выплату только лесной участок. Безлесные участки можно купить за наличные деньги по очень дорогой цене. «Осесть» на лесном участке — вырубить лес, засеять, построить жилище, завести инвентарь живой и мертвый — одним словом, создать хозяйство, — считается очень трудным делом. Если к этим трудностям присоединяются неблагоприятные климатические условия и лихорадки,— создание хозяйства становится совершенно невозможным…
Найти работу в Бразильских городах, попасть на службу и вообще устроиться русскому очень трудно. Необходимо знание языков: португальского, как правительственного, и английского или французского.
Все промышленные предприятия в руках иностранного капитала (сев.-американского, английского, французского и др.).
Французы, англичане, шведы и др. живут отдельными колониями, замкнуто и устроиться на службу русскому в какую-либо фирму почти невозможно.
Мелкая торговля, небольшие предприятия, ремесла и т. д. в руках португальцев. По складу своего характера и по своим наклонностям они удивительно напоминают Константинопольских греков.
На правительственную службу поступить возможно, в особенности лицам с техническим образованием, но требуется хорошее знание португальского языка и жалование весьма незначительно. Вообще предполагать, что, приехавши в Бразилию, можно найти себе сразу работу, опрометчиво. Есть, конечно, и хорошие стороны; Бразилия страна молодая с колоссальными богатствами, с большим будущим.
Здесь нет той свирепой конкуренции, которая чувствуется в Сев. Америке и в других странах. Есть еще масса неиспользованных богатств, на разработку которых требуются, кроме энергии и знаний — деньги.
Но так как у большинства русских беженцев денег нет, то эта хорошая сторона Бразилии сама собой отпадает.
«Аргентина мне определенно не нравится»
Из сообщения начальника Русской делегации по делам военнопленных и беженцев в Германии генерал-лейтенанта И. А. Хольмсена Совету по расселению русских беженцев, 22 апреля 1921 года.
В Аргентине отношение к русским беженцам со стороны местного населения скорее отрицательное, т. к. подозревают в каждом русском большевика.
Такой взгляд установился после большевистского восстания в Буэнос-Айресе в 1918 году, в котором большое участие принимали русские, бежавшие от мобилизации 1914 года.
Поддержки со стороны Правительства, в смысле предоставления работы, нет никакой, несмотря на неоднократные ходатайства бывшего Российского Посланника.
В последнее время положение русских беженцев стало еще тяжелее, т. к. рабочие организации не допускают их к какой-либо работе, и серьезными конкурентами являются испанцы и итальянцы, хорошо знакомые с языком.
Физический труд крайне тяжел; его можно найти только частным путем, помимо рабочих организаций; труд этот под силу только профессиональным земледельцам и землекопам, хотя и те страдают от отсутствия пресной воды, сильной жары и местных лихорадок.
Из материалов, собранных для Совета по расселению русских беженцев инженером К. Ф. Урлаубом, 1921 год.
Аргентина мне определенно не нравится. Русских там очень не любят по той причине, что попавшая туда интеллигенция занималась дрязгами и ссорами между собой, давая работу местной полиции, вследствие пьянства и т. п., и это, к сожалению, не поклеп. Мне приходилось много читать об этой стране, и я считаю, что туда можно ехать, только обладая хорошими средствами, хотя и говорят, будто Правительство делает там все для переселенцев. Это не совсем так…
«Носящее на самом деле название Эфиопии»
Из доклада работавшего в Эфиопии доктора Л. В. Бубриха, 24 мая 1921 года.
Еще недавно Абиссиния была страной, проникнуть в которую стоило больших денег, трудностей и опасностей. Это происходило потому, что страна со всех сторон окружена пустынями и неприступными горами; дорог, связывающих Абиссинию c другими странами, совсем не было, путешественнику, преодолевшему все эти трудности, грозила отовсюду опасность от диких зверей и диких людей; приходилось ездить только большими караванами, на верблюдах, с многочисленной охраной и громадным запасом провианта.
В настоящий момент имеется железная дорога, соединяющая порт Джибути, столицу французского Сомалиланда, со столицею Абиссинии — Аддис-Абабой. Таким образом государство, носящее на самом деле название Эфиопии, управляемое царем царей, стало доступным для всякого, имеющего возможность доехать и получить визы (английскую для проезда через Египет по Суэцкому каналу и французскую на Джибути; абиссинской не требуется, так как там не имеют еще представления о документах)…
Вообще в Абиссинии продукты настолько дешевы, что страдать от голода или недостаточного питания совершенно невозможно…
Решительно все растения, привезенные в Абиссинию, великолепно принимаются (следует только опасаться термитов)… Великолепно растет кофе, хлопок, сахарный тростник…
Почва настолько богата, что почти не требует обработки…
Существует, всего-навсего одна фабрика в Аддис-Абаба — мыльный завод Труве. Но есть основания надеяться, что в скором времени многие богатства Абиссинии начнут эксплуатироваться…
Абиссинцы — народ неглупый, миролюбивый, но с хитрецой, несколько лживый и изворотливый… Если вы обратитесь к абиссинцу с какой-нибудь просьбой, то рассчитывайте смело, что он вам ответит «Эши Нэга», что значит «хорошо, завтра», но если вы хоть немного знаете страну, то поймете наперед — что ни завтра, ни через год просьба ваша не будет исполнена, если вы только не дадите ему «губо» — взятку (следует посулить еще что-нибудь в будущем). Так ведутся все дела, никто не спешит, время не ценится…
Всякая работа оплачивается в Абиссинии очень хорошо; специалисту, будь то доктор, инженер, ремесленник, или повар, найти работу легко. Неспециалисту уже много труднее… На государственной службе (мест на ней очень мало) месячный оклад равняется 300–800 талеров. Большой размер платы за труд происходит, очевидно, от отсутствия конкуренции, ибо туземцы никакой работы не знают и даже не видят необходимости трудиться...
Из письма бывшего военного инструктора в Эфиопии Э. Э. Петерсона Совету по расселению русских беженцев, март 1921 года.
Климат. Европейский на плоскогорье, которое занимает большую часть страны. В Октябре, Ноябре и Декабре по вечерам прохладно и дует ветер. Ночью иногда температура 0 и до –2. Люди, с сердцем (с сердечными заболеваниями.— «История») не вполне в порядке, страдают от недостатка воздуха для дыхания, так как высота столицы 8.000 фут над уровнем моря…
Земля плодородная вообще и местами исключительно (3 урожая), но продуктов ее сбывать некуда, так как единственная вещь в спросе — пшеница для корма лошадей, доставляется крестьянами в столицу на базар, с коими конкурировать нет возможности. Кофейные предприятия не процветают ввиду дороговизны транспорта и отсутствия законов, ввиду чего местный начальник провинции, заметивший, что плантация начинает сбывать товар, обкладывает ее новыми налогами, убивающими всякую возможность торговли. Кроме того, все начальники провинций могут взимать пошлину на границах их владений (внутренняя таможня), после чего имеется государственная таможня и сборы за привоз и вывоз с железнодорожной станции. Владельцы кофейных и других плантаций заняты, главным образом, мыслью от них избавиться с меньшими потерями…
Стоимость продовольственных продуктов недорогая для мяса, зелени и кур и вообще всего, что относится к кухне, но очень высокие цены на все, что нужно европейцу для жилья, одежды и содержания конюшен…
Жизнь в Абиссинии возможна при наличии правительственной службы или хороших собственных капиталов, при условии принятия под протекторат одной из Европейских Миссий, на что все министры (послы.— «История») Мелких Держав имеют право приема и отказа по личному усмотрению. Иначе вы подвержены Абиссинскому Суду и порядкам,— что недопустимо…
Из статьи «Эмиграция белая», Большая советская энциклопедия, том 64, 1933 год.
Приблизительное представление о размещении белоэмигрантов по различным странам (в тысячах): Германия — 150, Франция — 400, Югославия — 40, Болгария — 30, Чехо-Словакия — 30, Польша — 100, Румыния — 10, Латвия — 30, Китай (преимущ. Маньчжурия и Шанхай) — 70. Итого — 860…
В других странах Европы, в Азии и Америке имеются незначительные колонии Э. б. исчисляемые в лучшем случае тысячами, чрезвычайно распыленные и не поддающиеся учету.