Налоги «прикрывают» слабоумием
Отправится ли 80-летний бизнесмен в тюрьму из-за крупнейшего мошенничества в истории Америки
В самое крупное дело об уклонении от уплаты налогов в США вмешалась деменция. Адвокаты бизнесмена Роберта Брокмана заявили, что у их подзащитного болезнь Альцгеймера, и из-за слабоумия он не может предстать перед судом. Всего фигурант не заплатил в казну $2 млрд. Это рекорд для Соединенных Штатов. 80-летнего господина Брокмана также обвиняют в преступном сговоре, отмывании денег и фальсификации улик. Какой срок ему грозит? И поможет ли диагноз избежать тюремного заключения? Выяснял Александр Рассохин.
Уроженец Санкт-Петербурга (штат Флорида) Роберт Брокман сделал состояние на производстве программного обеспечения для авто. Сейчас он владеет частным самолетом Bombardier, двумя супер-яхтами и недвижимостью по всей стране. Прокуратура Сан-Франциско обвинила его в уклонении от уплаты налогов на сумму $2 млрд в 2020 году.
В документах указано, что Роберт Брокман на протяжении 20 лет применял для этого схему с офшорами на Бермудах и в Швейцарии. Чтобы никто ничего не заподозрил, бизнесмен использовал шифры и кодовые имена для переговоров с людьми, которые помогали ему скрывать доходы. Сам господин Брокман в переписке с ними представлялся как Пермит, а тайным собеседникам раздал рыбные псевдонимы — «Морской окунь», «Альбула», «Луциан».
Учитывая, что миллиардеру предъявлены обвинения по 39 пунктам, ему грозит более 100 лет тюрьмы, подсчитал юрист, эксперт по американскому праву Владимир Лафитский: «Дело в том, что очень много обвинений по разным статьям уголовно-наказуемых деяний. В частности в деле Роберта Брокмана самое большое по срокам — мошенничество, в котором уличены финансовые институты. Это одно из обвинений, по которому предусматривается не более 30 лет лишения свободы. Еще по двум статьям, в том числе отмывание денежных средств — до 20 лет, уклонение от налогов — до 10 лет и так далее».
Адвокаты господина Брокмана сразу вынули из колоды козырь и заявили, что их подзащитный сейчас недееспособен из-за деменции, поэтому не может предстать перед судом. У него диагностирована болезнь Альцгеймера. Но нескольких медицинских экспертиз показали, что степень слабоумия обвиняемого защита преувеличивает.
В прокуратуре утверждают, что Роберт Брокман продолжает лично управлять бизнесом. Но при прогрессирующей деменции это невозможно, отмечает доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН, врач высшей категории Роман Сулейманов: «Даже на ранних стадиях заболевания наличие умеренных когнитивных нарушений всегда увеличивает риск деградации финансовых и социальных навыков. Человек может симулировать симптомы деменции, изображать незнание каких-нибудь общеизвестных фактов, например, однако невозможно подделать инструментальные методы исследования. Мы на МРТ или на ПЭТ видим специфические изменения в головном мозге, которые нельзя ни с чем спутать».
В американской судебной практике были случаи, когда тяжелая болезнь обвиняемого спасала от тюрьмы. Самый свежий и близкий пример — дело Олега Тинькова. За уклонение в неуплате налогов ему грозило шесть лет заключения, но судья по время заседания по видеосвязи сообщил, что примет во внимание лейкемию, от которой лечился российский миллиардер. Тиньков рассказал об этом в интервью признанному в России иноагентом блогеру Юрию Дудю: «Судья сказал: "Ты совершил страшное преступление, ты должен сидеть в тюрьме — это шесть лет заключения. Но я никогда не посажу тебя, потому что ты больной человек. Знаю, что у тебя шанс выжить — 50%, я не отправлю тебя за решетку, ты заплатишь штраф. И я от всего своего сердца желаю тебе здоровья и выжить". Я заплакал».
Сейчас Роберту Брокману 80 лет и, учитывая болезнь Альцгеймера, даже один год за решеткой может оказаться для него последним. Вполне возможно, что судья в таких обстоятельствах смягчит вердикт, отмечает юрист, автор Telegram-канала USLegalNews Игорь Слабых: «По ненасильственным преступлениям и по преступлениям, которые не связаны с наркотиками, по федеральным делам, конечно, назначаются реальные сроки. Но, скорее, это исключение, нужно сделать что-то из ряда вон выходящее. И с одной стороны, дело господина Брокмана подпадает под этот критерий — он совершил самое крупное налоговое мошенничество в истории США. С другой, учитывая его возраст, я не удивлюсь, если жюри присяжных решит, что он заслуживает снисхождения. Даже если Роберта Брокмана признают виновным, ему назначат условное наказание, и в тюрьме он не окажется. Его заставят оплатить огромный штраф, вернуть недоплаченное в казну и что-то еще потребуют заплатить сверху».