«В футболе нужна концентрация интеллекта — как происходит в других наших видах спорта»

Сергей Веденеев об очередном чемпионстве «Зенита» и перспективах российского футбола

ФК «Зенит» завершил очередной сезон, завоевав четвертый подряд чемпионский титул. «Ъ-СПб» подвел его итоги с чемпионом СССР 1984 года в составе «Зенита», ныне детским тренером Сергеем Веденеевым.

Советский и российский футболист и тренер Сергей Веденеев

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

— Как вам в целом выступление «Зенита»? Он снова никого не подпустил к трону.

— В РПЛ нет более заметной команды, чем «Зенит», это правда. Прошли турнир ровно, стабильно. За исключением того периода, когда играли в Лиге чемпионов и были спады, которые прогнозировались. В эти моменты петербуржцы теряли очки, приходилось ротацией состава заниматься, кто-то выбывал из-за травм. Но игра, дисциплина оставались на высоком уровне. Состав у «Зенита» лучше по всем позициям, чем у конкурентов, разве что помимо вратарской. Был небольшой сбой в атаке, когда уехал в «Байер» Азмун, не так хорошо стали завершать. Но затем разыгрались полузащитники. Они, благодаря своей технике, владели мячом, создавали моменты для форвардов, сами забивали, и «Зенит» в концовке фактически вернул то, что растерял. В итоге — очередной титул.

— Казалось, к Лиге чемпионов в этот раз «Зенит» подготовился лучше, но группа попалась сложная — с «Челси», «Ювентусом».

— Состав у команды стал мощнее, да. Если раньше в полузащите действовали Барриос, Оздоев, Кузяев, то потом на первый план вышли бразильцы Вендел и Клаудиньо. Разница, конечно, бросалась в глаза. Игра поменялась в сторону контроля мяча. Просто в Лиге чемпионов все не так, как в чемпионате России. На фоне средних команд там еще можно на что-то рассчитывать. Но только рассчитывать. Матчи с «Ювентусом» и «Челси» показали, что команда еще не соответствует этому уровню.

— Почему?

— Такой чемпионат. Десять команд, которые занимают в РПЛ места с 7-го по 16-е, мало чем отличаются от тех, что играют в ФНЛ. Держать себя в тонусе игрокам, особенно бразильцам, тяжело. Были бы все соперники, как московское «Динамо»,— было бы проще развиваться. Пришлось бы в каждом матче выкладываться. Почему я говорю, что в Лиге чемпионов все по-другому? Там неизвестно, как пойдет игра. Может, придется отбиваться — соперники же сильные. Игроки «Зенита» в чемпионате России больше 70 процентов времени проводят на половине поля соперника. И, когда их ворота атакует такой форвард, как Ромелу Лукаку из «Челси», они просто не знают, как против него действовать.

— Кстати, когда играли с «Бетисом» в 1/16 финала Лиги Европы, пропустили в первом тайме три гола, и они предрешили исход дуэли — 2:3. Хотя в ответном матче «Зенит» сыграл вничью — 0:0. Немного не повезло.

— В международных матчах редко видишь, что не реализовывается масса моментов. Там все знают: будет три-четыре момента за матч, нужно хотя бы два завершить. Вот главный показатель высокого мастерства. В еврокубках реализуют почти все, что создают. Есть нападающие, которые наносят удары без промаха. А если вспомнить, сколько моментов не реализовал, играя в Лиге чемпионов, тот же Азмун?

— В чемпионате «Зенит» забил 66 голов — больше всех. Кроме «Динамо», кто-то еще создавал конкуренцию?

— Да никто. Во второй части сезона тренеры заново формировали составы, выстраивали игру — из многих команд уехали иностранцы. Было много эмоций, а в плане игры вспомнить нечего. Только «Сочи» прилично выглядел. Там немало мастеров, есть Кристиан Нобоа, игравший за «Зенит». Вокруг него строится вся игра. Когда несколько матчей Нобоа не было, они не знали, что с мячом делать.

— «Динамо» тоже сдало после перерыва.

— «Динамо» играло хорошо до Нового года, пока игроки были свежие. Потом у них ушел защитник Ордец, тренер Воронин, и оборона стала давать сбои. Со «Спартаком» все понятно: там больше пиара, чем футбола. «Локомотив», ЦСКА — все снизили уровень игры. Про другие команды я уже не говорю. В нашем чемпионате любая может занять пятое-шестое место. Иногда таблицу смотришь: «Нижний Новгород» идет на пятом месте, «Крылья» — на шестом, «Ахмат» наверх поднимается. А потом проходит какое-то время, и кто-то начинает резко катиться вниз — как «Рубин». Такая нестабильность, перепады свойственны командам, в которых мало мастеров. Все зависит от того, кто в какой физической форме, в основном.

— Что показал опыт импортозамещения в нашем футболе по весне? Есть у него будущее? Такой футбол может быть интересен зрителям?

— Я даже не знаю, кто будет заниматься этими вопросами. Когда что-то случается, нужно провести теоретическую подготовку. Собраться и обсудить: куда должен двигаться наш футбол? Разработать план на ближайшую перспективу и на дальнюю. В спорте всегда это нужно делать. А у нас, такое впечатление, плана по развитию футбола не существует. Я не вижу, где можно с ним ознакомиться, какие там пункты. Все происходит спонтанным образом. Вот сейчас автомобильные компании из России ушли. И нужно производить свои машины. У нас огромная территория, ресурсы. Нужно иметь людей, которые могут этим заниматься, строить заводы, чтобы они производили материалы, запчасти и так далее. В футболе надо решать те же проблемы.

— Исполком РФС собрался. Оставил все без изменений пока.

— Это формат, формула проведения турнира. Я говорю о том, как мы будем развивать футбол, воспитывать игроков. У нас подход, как правило, такой: одни легионеры уехали, давайте купим новых — из Азии, смягчим лимит и будем играть дальше. А в детских школах при этом ничего не изменится. Там как не было развития футбола, так и не будет. Потому что никто не знает, как должен развиваться русский спортсмен, тот же футболист. Какие условия нужны для конкретного мальчика или девочки. Сейчас произошел всплеск, выброс энергии: в «Краснодаре» на поле выходят воспитанники местной академии. Но любой всплеск заканчивается. Поэтому и нужно разрабатывать систему.

— Кто этим будет заниматься?

— Из Москвы обычно идут директивы: меняется количество тренировочного времени, набор упражнений, образовательные стандарты. В вопросах развития футбола обращаются к научным работникам, теоретикам, вместо того чтобы привлечь тех, кто может футбол развивать. РФС и РПЛ руководят бизнесмены А нужно выйти на поле и посмотреть, как мальчик тренируется, что ему нужно, где какие условия. Все учитывается: возраст, антропология, талант. Есть высокие, как Дзюба, а есть маленькие, как Аршавин. Для каждого надо разрабатывать свою программу. У нас больше решают деньги, чем работа тренеров и подготовка игроков. Вспомните, как было в девяностые: «Спартак» скупил всех лучших и правил десятилетие. Потом появился «Локомотив». Вот и сейчас то же самое: есть «Зенит» и все остальные.

— В условиях изоляции наш футбол сможет извлечь какие-то плюсы?

— Должен. У нас большое количество умных людей, например, в военном производстве. Умные, патриотичные. В результате производится такое оружие, какое ни в одной стране не могут создать. Так же и в спорте. Если собрать много толковых людей, можно произвести что-то выдающееся. Есть виды спорта, где сконцентрирован наш интеллект: синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание, волейбол. В футболе эти силы рассеяны. Каждый на своем месте считает себя шибко умным и решает свои вопросы — в основном, финансовые. Отсюда и развитие такое.

— Российские команды сильно отстанут от европейских, если не будут играть в еврокубках?

— Мы и сейчас в Европе проваливаемся. С тех пор как уехали из РПЛ Халк, Вагнер Лав, Кевин Кураньи, уровень иностранных игроков снижается. Чтобы пригласить таких мастеров, нужны были огромные деньги. Средств, аккумулированных в российском футболе, все равно не хватит, чтобы тут была английская лига. Это не наш путь. Нужна, повторюсь, концентрация интеллекта. Увеличить количество напряженных матчей, чтобы футболисты могли бы развиваться, и научиться готовить игроков, чтобы они всегда были под рукой у тренеров.

— «Зенит» вкладывает большие деньги в академию. Отдачи только нет. Андрей Аршавин говорит, что не нужны молодежные команды. А «Спартак» на днях закрыл свой фарм-клуб — «Спартак-2».

— В советские времена был дублирующий состав — идеальный вариант. Запасные игроки, которые сидят сейчас на скамейке в большом количестве, получали там практику. Молодежь в дубле тренировалась рядом с опытными игроками. Вместе ездили, играли с разницей в один день. После травм в дубле можно было восстанавливаться. Сейчас, конечно есть контракт, по которым легионеров нельзя заставить играть за дубль. Но в чем смысл существования «Зенита-2»? Состав там «плавающий», тренеру тяжело работать, расходы — приличные, особенно если команда играет в ФНЛ. Они не чувствуют себя частью «Зенита». Игроки дергают за рукав агентов: найдите мне команду, где зарплата больше. К «Зениту» не приближаются, разница в мастерстве слишком большая.

— Сейчас ушел Дзюба. И не видно новых звезд среди россиян.

— Когда-то уходил Кержаков, уходил Аршавин. В России техничного и быстрого игрока найти трудно. Агенты всех знают, рынок под контролем. Об этом я и говорю: выбор у тренеров невелик. Дзюба при всех его плюсах — зависимый игрок. Вот я, скажем, игрок, владеющий мячом в середине поля. Для того чтобы Дзюба забил гол, мне нужно протащить мяч до штрафной и отдать ему пас. Или сделать длинную передачу. И все. За спину Дзюбе я не могу дать, он не убежит. В ноги тоже не всегда можно: защитник может из-под него «вынырнуть». Нужные быстрые игроки с хорошим дриблингом. Где таких взять?

— А если говорить о вратарях «Зенита», почему с ними возникла проблема?

— Проблема с вратарями была всегда. Команда играет на двух, на трех фронтах, часто атакует. Вратарь должен обладать крепкой психикой на таком уровне. То выяснилось, что Лодыгин не умеет играть ногами, то — что Кержаков. А Крицюк, которого купили, все время травмирован. Лучший вариант для команды — чтобы был один хороший вратарь, а в запасе пусть сидит возрастной. Он, с одной стороны, не претендует на большую зарплату, роль первого номера, с другой, благодаря своему опыту, всегда может выйти и сыграть. Если два одинаково хороших вратаря, оба будут недовольны, что им дают мало игрового времени. Если будет такой молодой, как Одоевский, ну вот он и будет выходить, «пускать» легкие мячи. Только Акинфеев в ЦСКА сразу начал играть. Когда он уйдет, посмотрите, что с ЦСКА будет.

— На чем основана ваша уверенность, что «Зенит» будет доминировать в российском футболе?

— Я вспоминаю первый крутой трансфер в нашем футболе: «Алания» в середине девяностых купила у немецкого клуба защитника Сергея Горлуковича за 150 тысяч долларов и стала чемпионом. До этого чемпионом был «Спартак», скупивший лучших российских и украинских игроков. От власти денег никуда не денешься. В те времена Виктор Онопко получал в «Спартаке» зарплату 25 тысяч долларов, игрок «Зенита» — одну тысячу долларов. Сейчас ситуация изменилась в пользу клуба из Петербурга. Хотя игроки развращены, не стоят столько. Если Дзюбу «опустили» по зарплате с трех миллионов на один, он уже ищет другую команду.

— Сергей Семак не первый раз перестраивает команду. Справится!

— Семака надо отметить в том плане, что у него отлично работает тренерский штаб. Этому он научился у иностранных специалистов. Команда очень управляема, мало травмированных. Даже бразильцы сломя голову бегут в оборону. Хотя мне это не очень нравится — бразильцы должны разыгрывать комбинации и забивать голы. Но что делать, если хороших защитников в России тоже не найти. А победителей, как говорится, не судят.

Кирилл Легков

Вся лента