Экономия по подписке
Как бизнес помогает пережить непростое время
За последние несколько лет бизнесу пришлось столкнуться с множеством проблем: от пандемии, повлекшей за собой сокращение доходов, до кризиса последних месяцев. Сбои в цепочках поставок, уход с рынка части зарубежных поставщиков и клиентов, прекращение работы многих популярных сервисов — все это сказалось на работе компаний. Особенно остро перемены переживает средний и малый бизнес (СМБ), который не обладает большим запасом прочности: продажи у многих строились в запрещенных сегодня соцсетях и при помощи прекративших работу сервисов. Поиск новых площадок и решений — задача сложная и срочная. Одно из решений предлагают онлайн-конструкторы — сервисы для предпринимателей с доступом к услугам партнеров на выгодных условиях.
Импортозамещение в срочном порядке
Прекращение работы международных поставщиков IT-решений, включая облачные экосистемы, и интеграторов, безусловно, в числе наиболее насущных проблем СМБ, указывает сооснователь сервиса Skolkovo Nextgen и партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская. «Также в этот список сегодня входит недостаток финансирования на фоне сокращения выручки и вынужденная оптимизация, в первую очередь ФОТ, отъезд специалистов, в том числе из IT, за рубеж. Сложности вызывает и запрет привычных соцсетей при отсутствии необходимого альтернативного функционала для рекламы, продаж и покупательской аналитики»,— продолжает она.
На этом фоне государство дает бизнесу некоторые послабления. «К ним можно отнести сокращение проверок и налоговые льготы, льготное кредитование и кредитные каникулы. Сюда же добавим обсуждения возможности использования нелицензионного ПО, легализацию параллельного импорта»,— рассуждает госпожа Сумишевская.
Остановка работы популярных сервисов — реальная проблема, потому что заместить их «с ходу» сложно. «Таких сервисов много — это, например, различные программы для работы с гостями в сфере услуг, корпоративные мессенджеры типа Slack или платформы рассылок. В определенных нишах лидеры настолько сильны, что их продукты на несколько голов выше альтернатив. Потребуется время, чтобы российские аналоги обросли тем же функционалом и юзабилити,— говорит CMO Callibri Анастасия Никулина.— При этом у нас вполне достойный банкинг, онлайн-бухгалтерия, десятки отличных сервисов для продвижения сайтов и аналитики рекламных кампаний».
Замещать приходится все ПО, производители которого ушли из России, развивает тему директор по знаниям и развитию учетной системы интернет-бухгалтерии «Мое дело» Алексей Иванов. «Если программы, установленные на локальные компьютеры, можно какое-то время использовать без обновлений, то облачные SaaS-сервисы просто отключают доступ по окончании оплаченного периода без возможности продления подписки. Хорошая новость состоит в том, что востребованные в СМБ зарубежные CRM-, BPM-, ERP-системы имеют российские аналоги. А более узкий сегмент софта для СМБ, например сервисы для ведения бухгалтерии или финансового планирования, и раньше был представлен в основном отечественными решениями»,— подчеркнул господин Иванов.
В России для большей части IT-продуктов уже давно имеются собственные альтернативы, уточняет менеджер по развитию «Softline Подписки» Дмитрий Вострецов. Сложность в импортозамещении вызывают лишь специализированные пакеты для обработки графики и видео, но и в этой области присутствуют российские разработчики или хотя бы доступны open-source решения. «Клиенты Softline мигрируют в облачные сервисы, устанавливают антивирусы, СУБД, операционные системы, офисные и почтовые приложения российских разработчиков»,— констатирует он. Компании, по его словам, обращаются не только за внедрением, но и за обучением работе с новым ПО.
При этом не все российские вендоры оказались готовы к работе с клиентами по подписке, которую используют западные коллеги, но, как считают в Softline, спрос подтолкнет российских разработчиков внедрить эту прогрессивную модель.
Сервисы «в одном окне»
Переходить на альтернативные отечественные решения взамен покинувших рынок не столь просто: любое новое внедрение требует вложений и перестройки процессов, а поиск аналогов занимает время. Тем не менее ситуация не является безвыходной: на рынке появляются первые примеры того, как можно сократить затраты и упростить поиск вариантов.
В апреле «МегаФон» провел исследование среди клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса и выяснил, что для предпринимателей сейчас особенно актуальна задача по организации бизнеса с использованием отечественных решений «без потери качества и по оптимальным ценам». В ответ на запрос рынка компания представила сервис «МегаФон ПроБизнес», позволяющий получить льготные условия на услуги логистики, аналитики, создания сайтов, онлайн-бухгалтерии, безопасности и управления продажами по подписке.
Стоимость подписки на скидку одного партнера составляет 499 руб. в месяц. Размер скидки зависит от сферы — например, закупка офисных программ от «Лаборатории Касперского» или услуги логистики от «Деловых линий» подписчикам «МегаФон ПроБизнес» обойдется на 10% дешевле. А скидка на услуги интернет-бухгалтерии «Мое Дело» — максимальная: составляет 50%.
«СМБ будет вынужден искать резервы повышения эффективности. Кому-то удастся нарастить продажи, но абсолютно всем придется снижать расходы,— уверен Алексей Иванов.— Пакетные предложения — неплохая возможность купить оптом те сервисы, без которых все равно не обойтись. В любом случае нужно будет заниматься привлечением клиентов, продажами и отчитываться перед государством, поэтому подход "МегаФона" к формированию пакета выглядит разумно достаточным».
Среди партнеров нового сервиса также «Точка» (услуги банкинга со скидкой 30%), Nethouse (конструктор сайтов, скидка 20%), Callibri (инструменты для маркетологов, скидка 40%), Calltouch, Metacommerce, Kaiten, EasyWeek и другие (20–25% скидки). По мнению Анастасии Никулиной, проект «МегаФона» — «хорошая возможность подключить проверенные сервисы по хорошей цене».
«МегаФон ПроБизнес» доступен как для B2B-, так и для B2C-клиентов оператора. Оплата услуги происходит путем списания абонентской платы с лицевого счета. В скором времени оператор планирует расширить способы оплаты и предложить сервис большему количеству клиентов.
Win-win модель
По словам руководителя по развитию микробизнеса «МегаФона» Татьяны Плотниковой, сервис «МегаФон ПроБизнес» построен по модели, где каждый из участников получает свою выгоду: клиенту на постоянной основе предоставляются специальные условия на сервисы партнеров — экономия клиента в рублях при этом зависит от объема потребления той или иной услуги и никак не ограничивается. «МегаФон» получает доход в виде абонентской платы за предоставление партнерской скидки — этот доход не «шерится». Партнеры же приобретают новых клиентов за счет активного продвижения на базу оператора и обширной рекламной кампании.
«"МегаФон" стремится быть полезным для своих клиентов, в том числе за пределами телеком-услуг. Наша задача — помочь бизнесу стать эффективнее: мы стремимся повысить качество продуктов и услуг "МегаФона" и реализовывать их на условиях, которые помогут клиентам сократить затраты,— поясняет госпожа Плотникова.— В этой логике мы выбирали партнеров и обсуждали с ними эксклюзивные условия, которых малому бизнесу сложно добиться самостоятельно».
Посчитать выгоду можно на примере сервиса грузоперевозок. Предположим, компания перевозит торговое оборудование через «Деловые линии» на общую сумму 300 тыс. руб. в месяц, при этом компания совершает шесть перевозок. В таком случае при подключении «МегаФон ПроБизнес» выгода составит 24 тыс. руб. в месяц, или 288 тыс. руб. в год.
Другой пример: компания решила повысить конверсию продаж собственного сайта и установить чат с клиентами сервиса Callibri. С «ПроБизнес» экономия в год составит около 20 тыс. руб. При этом бизнес получает около 15% прироста заявок за счет нового канала коммуникации без привлечения новых сотрудников и в целом более качественно общается с клиентами.
«Сервис "Мегафон ПроБизнес" выступает как агрегатор выгодных предложений для СМБ. Прогнозируемость расходов, снижение ежемесячных платежей, возможность использовать популярные сервисы со скидкой — вот основные выгоды»,— указывает Дмитрий Вострецов. По его словам, Softline давно работает с подписочными сервисами и видит, что эта модель активно используется предпринимателями.