Системный переход
Как перестройка IT-отрасли изменит рынок труда
Россию ожидает серьезный вызов на рынке IT-кадров. Вместо молодых людей с макбуками и парой лет изучения Go и Python срочно потребуются инженеры старой школы с системными знаниями того, как работают процессор и ячейки памяти, и владеющие если не «Ассемблером», то хотя бы уверенно пишущие на С и С++. По просьбе “Ъ” управляющий директор практики Applied Intelligence компании Accenture в России (бизнес передан российскому руководству 1 апреля) Лариса Малькова рассказала, какие варианты действий есть у бизнеса и какие требования к программистам предъявляют новые времена.
Сегодня мы теряем базовый слой привычного оборудования, IT-платформ и многих корпоративных систем, на которых можно было заниматься созданием цифровых решений более высокого уровня (ИИ, ML и т. д.). У компаний выдернули из-под ног технологический ковер, на котором они стояли, не подозревая о грядущем резком обвале.
Ситуация абсолютно универсальна — всем приходится «падать» на базовые ступени цифрового развития. Самой актуальной повесткой для CIO стала не проблема выбора между разными ИИ-инструментами для расширения функциональных возможностей, а миграция базовых информационных систем на новые платформы.
Практически все IT-стэки по сложным задачам оказались выбиты исходом вендоров. Серьезные функциональные блоки останавливаются — так, уход SAS затронул около 50% крупного бизнеса в РФ. Пользователям Enterprise-уровня приходится срочно формировать новое понимание, куда, как именно, какими темпами нужно мигрировать и какие шаги предпринимать.
Задача номер один — вернуть себя в устойчивое положение после потери баланса. Сделать это по-настоящему эффективно можно с помощью реального импортозамещения и реплатформинга базовых IT-решений, доступность которых не зависит от политической повестки. Речь о поиске альтернативных поставщиков базовой инфраструктуры, платформ и/или создании custom-решений, обращении к ресурсам open source и полном переосмыслении подходов к IT-составляющей бизнеса.
Однако на этом пути есть одно большое препятствие. Open source платформы довольно сырые, и «пилить» их эффективно можно только при условии фундаментальных знаний в сфере системного программирования. Между тем большинство разработчиков в последние годы развивались в сфере программирования прикладного. Это принципиально иной пласт знаний по сравнению с компетенциями основных масс доступных сегодня специалистов. Многие популярные сегодня области IT-компетенций резко потеряют в актуальности и востребованности на рынке — во всяком случае, на среднесрочную перспективу. Вместе с носителями.
Системное программирование создает решения на стыке «инфраструктура плюс IT-платформа». Системное ПО нацелено на создание функционала, библиотек и интерфейсов, которые далее помогают создавать прикладные программы без необходимости вникать в детали того, как это работает на уровне «железа» и операционной системы, во всех вариациях архитектур, оборудования, операционных систем, драйверов и т. д.
Это означает принципиально другие требования к компетенциям программистов: они должны разбираться в особенностях устройства аппаратного обеспечения и хорошо знать свойства компьютерной системы, в которой работает программа, чтобы использовать их для написания оптимального кода под заданную архитектуру.
Вместо молодых людей с макбуками и парой лет изучения Go и Python срочно потребуются инженеры старой школы с системными знаниями того, как работают процессор и жесткие диски, владеющие если не «Ассемблером», то хотя бы уверенно пишущие на С и С++.
В свете общей потребности в реплатформинге горевать об уехавших «питонистах» не стоит. Нужно готовиться и отрабатывать сценарии решения острой нехватки специалистов, которые призваны новые IT-платформы создавать и развивать. Их компетенции серьезно зависят от уровня фундаментального высшего образования и от способности вузов подготовить необходимое количество профильных специалистов для дальнейшего выпуска на рынок. Онлайн-курсами на год эту задачу решить не получится.
Поможет только продуманный, системный подход на уровне госпрограммы и, скорее всего, госплана с установкой того, сколько, каких и в каком приоритете платформ нужно для различных отраслей экономики.