Фан-вектор
В Англии планируют жестче наказывать футбольных болельщиков
Беспорядки с участием болельщиков превратились в одну из наиболее острых и актуальных проблем для английского футбола. В связи с многочисленными инцидентами руководство Английской футбольной лиги (EFL), отвечающей за проведение чемпионата во втором по рангу дивизионе, сообщило о намерении сократить со следующего года число фанатов на трибунах, а также ввести более жесткие меры наказания для тех из них, кто ведет себя «неприемлемо»,— выбегает на поле, бьет игроков или иным образом нарушает общественный порядок. Подобные ситуации участились под конец сезона не только в EFL: в заключительном туре английского чемпионата фанаты «Манчестер Сити» напали на вратаря «Астон Виллы» Робина Ольсена, а в минувший уикенд из-за ЧП с болельщиками «Ливерпуля», якобы пытавшимися попасть на стадион по поддельным билетам и создававшими давку, пришлось сдвинуть на полчаса с лишним финальный матч Лиги чемпионов.
Известный футбольный функционер и исполнительный директор Английской футбольной лиги, отвечающей за второй по значимости английский дивизион — Championship, Тревор Бирч обратился к болельщикам с открытым письмом. В нем он заявил о том, что массовые беспорядки с участием фанатов, вызванные, как правило, их выходом на игровое поле, «больше продолжаться не могут». Бирч также сообщил о том, что руководство EFL намеревается в начале июня обсудить с клубами лиги меры, которые позволят снизить число подобных инцидентов. Среди возможных вариантов — уменьшение со следующего сезона количества болельщиков на стадионах, а также ужесточение наказаний для нарушающих правила поведения фанатов, в том числе внедрение системы штрафов.
Число беспорядков, виновниками которых стали английские болельщики, под конец сезона выросло существенно.
Один из наиболее громких случаев в EFL произошел две недели назад, сразу по окончании матча «Ноттингем Форест» с «Шеффилд Юнайтед». После того как «Ноттингем» у себя дома одержал победу, болельщики начали прорываться на поле с целью поздравить игроков. В условиях образовавшейся суматохи один из фанатов, владелец сезонного абонемента Роберт Биггс, подбежал к капитану команды соперников Билли Шарпу (он, что примечательно, в тот день на поле из-за травмы вообще не выходил) и ударил футболиста головой по лицу. Шарп упал, а после ему наложили четыре шва на губу. Фаната, признавшего вину, приговорили за «преднамеренный и бессмысленный акт насилия» к 24 неделям тюремного заключения.
Похожая ситуация случилась затем и в рамках английского национального чемпионата. После решающего матча «Манчестер Сити» с «Астон Виллой» (3:2) болельщики манчестерцев начали спускаться с трибун на поле, чтобы отпраздновать вместе с игроками чемпионство. Они снесли ворота и набросились на вратаря «Астон Виллы» Робина Ольсена. Позже руководство «Манчестер Сити» выпустило заявление, в котором извинилось перед игроком, а также пообещало начать расследование и наказать виновников «бессрочным запретом на посещение стадиона».
Если эти происшествия имели место уже по окончании матчей, то воскресный инцидент случился еще до начала встречи. Перед финалом Лиги чемпионов, перенесенным Союзом европейских футбольных ассоциаций (UEFA) из Санкт-Петербурга на парижский стадион Stade de France, тысячи болельщиков не могли попасть на трибуны из-за блокировки входов. Фанаты, среди которых были дети и пожилые люди, образовали колоссальную давку. Некоторые из них пытались прорваться на арену, в результате чего полицейские, пытавшиеся их остановить, начали применять дубинки и слезоточивый газ.
Давка не рассосалась даже после того, как судья Клеман Тюрпен все-таки дал стартовый свисток. А некоторые болельщики рассказывали, что смогли занять свои места лишь к перерыву. После окончания матча французская полиция отчиталась о 68 задержанных участниках инцидентов, а также о 238 случаях, когда пострадавшим потребовалась медицинская помощь.
Министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен сразу опубликовал заявление, в котором поблагодарил за работу полицию и, по сути, свалил всю вину на «тысячи британских болельщиков».
Дарманен убежден, что они хотели попасть на стадион «без билета или используя фальшивый билет». Полицейские же, препятствуя этому, были вынуждены останавливать весь движущийся к турникетам поток.
Полностью солидарна с Жеральдом Дарманеном оказалась министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера. «Прежде всего виною происшедшего стала массовая концентрация британских болельщиков клуба "Ливерпуль" без билетов или с поддельными билетами»,— поделилась своей позицией относительно причины беспорядков в эфире радиостанции RTL Удеа-Кастера. По ее мнению, действия французской полиции, охарактеризованные британской стороной как «порождающие глубокую обеспокоенность», не стали непосредственным триггером для начала беспорядков. UEFA дала понять, что по крайней мере пока не видит причин отвергать эту версию.