Образование пойдет своим путем
Насколько сложно будет создать новую систему
Россия не планирует возвращаться к советской системе образования. По словам замминистра науки Дмитрия Афанасьева, выход из Болонского процесса не означает, что вузы вернутся к методикам из 80-х. Чиновник утверждает, что в новейшем опыте были и положительные моменты, которые власти постараются сохранить при создании российской системы образования. Никаких деталей Афанасьев не раскрыл, однако сообщил, что она будет ориентирована на некие национальные интересы.
“Ъ FM” обсудил новые детали проекта с представителями ведущих университетов. Президент Финансового университета при правительстве Михаил Эскиндаров уверен, что быстрым переход на российскую систему образования не будет: «Для того, чтобы мы вернулись или перешли на иную систему, надо определиться, какой она будет, разработать эти самые федеральные образовательные стандарты, под них готовить учебные планы по всем направлениям подготовки и только после этого принимать решение об отказе от Болонской. Хотя формально мы уже вышли из европейской системы хотя бы потому, что нас попросили оттуда уйти. Ассоциация европейских университетов и отдельно университеты сообщили вузам России, что прекращают всякое сотрудничество по обмену студентами, преподавателями, научными исследованиями.
Мы можем стучаться в окно и требовать, чтобы нам это окно открыли, но нужно ли? Давайте попробуем развенчать несколько мифов. Например, по поводу того, что принимали наших магистров и бакалавров. На самом деле принимают не дипломы бакалавра и магистра, а дипломы университетов. На Западе неинтересно, какой он у выпускника, если тот окончил МГУ, МГИМО, Финансовый университет. Второе — нас в этой европейской системе никто не ждал, это мы навязались к ним. На самом деле не выполнялись те условия, которые обговаривались изначально, — это мобильность студентов, преподавателей и научных взглядов. Мы отправляли туда свои научные изыскания, но из числа преподавателей и студентов в Россию приезжали единицы, поэтому продолжать говорить о том, что мы в Болонской системе, уже неприлично».
Россия стала участником Болонского процесса в 2003 году. Он подразумевает переход образовательных программ на систему «4+2», в которой студенту сначала предстоит бакалавриат, а затем при желании магистратура. Интеграция в нее позволила признавать российские дипломы о высшем образовании за рубежом. Об отказе от Болонской системы на прошлой неделе заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Его поддержали в Минпросвещения и предложили перевести педагогические вузы на специалитет уже с 1 сентября. Президент МГТУ имени Баумана Анатолий Александров считает, что подход к образованию должен быть более гибким:
«Любая система образования — советская, российская, европейская — это достаточно консервативное явление.
И здесь шарахаться из стороны в сторону просто нельзя, это очень опасно, можно погубить все. Когда мы переходили на Болонскую систему, было серьезное противодействие, и вузовская общественность шла на это без желания. Но сейчас взять и развернуться на 180 градусов, затоптать все, что мы за эти годы сделали, тоже нельзя. Понятно, что будем стараться делать уклон на наши государственные интересы. А что является таковым, например, в инженерном деле? Тем более сегодня, во время жутких санкций, когда мы очень многое должны уметь делать сами. Самая сложная инженерная специальность — инженер-разработчик, создатель новой техники. Здесь мы совершенно твердо выступаем за то, чтобы был специалитет.
А есть другие профессии, например, обслуга и эксплуатация — там, может быть, достаточно будет бакалавриата. Российское образование и сегодня очень добротное. Мы знаем наши недочеты, куда и как нам развиваться, и нам нужно спокойно совершенствоваться. Каждый университет должен быть самостоятельным в подходе к организации учебного процесса. Нам нельзя ограничиваться просто политическими заявлениями, иначе мы становимся несостоятельными. Нужно выработать рекомендации. Самым опасным и неправильным будет стремиться достичь какого-то финиша одномоментно. Вот мы побежали и через год должны перестроить всю систему — так не бывает».
В Центре экономики непрерывного образования РАНХиГС отмечали, что отказ от Болонской системы может лишить российскую экономику примерно 140 млрд руб. в год. Столько приносили иностранные студенты, поступившие в российские вузы. Диплом, не признаваемый даже у них на родине, отмечали аналитики, привлекательным для них больше не будет. К тому же некоторые, как сказано в докладе, оставались в России и восполняли дефицит квалифицированных кадров: в нацпроекте «Образование» сказано, что таких должно быть не менее 5% от всех студентов-иностранцев.