Туристический бизнес подгадал момент
Какие трудности могут возникнуть при открытии агентства
Военные действия на Украине скорректировали планы россиян на отпуск. Как пишет “Ъ”, до 24 февраля 18% граждан планировали отправиться летом за границу. К маю этот показатель сократился в три раза. При этом о путешествии по стране задумываются 25% респондентов. Их доля не менялась с зимы, подсчитали аналитики сервиса «Платформа». Выгодно ли в таких обстоятельствах открывать турфирму или отель в России? Во сколько обойдется такое предприятие и когда окупится? Расскажет Григорий Колганов.
Когда из-за военных действий на Украине закрылось авиасообщение со многими странами, туристы задумались об отдыхе внутри России. Однако представители туриндустрии не первый год говорят о том, что в стране дефицит объектов размещения. Еще больший — в сегменте «все включено». Казалось бы, сейчас идеальный момент для открытия бизнеса в этой сфере. Но стоит понимать, что вложить в проект придется много, а ждать отдачи — долго, предупреждает владелец отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге Юнис Теймурханлы:
«В среднем строительство гостиницы обойдется в $100 тыс. за один номер. Приблизительно от 15-20 млн руб. будет стоить средний полноформатный отель со всей инфраструктурой: с ресторанами и так далее. Этот бизнес с очень большим запасом прочности, потому что он опирается на мелкорозничную услугу, но проблема в том, что он инвестиционно емкий и с длительными сроками окупаемости, в районе 15-17 лет, поскольку доходность где-то 6-8% годовых».
В марте работу в стране приостановил ключевой игрок на рынке бронирования Booking.com. Но отельеры, опрошенные “Ъ FM”, говорят, что это проблемой не стало — российские клиенты быстро переориентировалось на аналоги сервиса. Вопрос может обостриться тогда, когда в страну приедут иностранные туристы, например, из Китая. Именно на них приходилась основная часть заказов через Booking.com.
Однако российские сервисы удобными не назовешь, говорит москвичка Мария. Она в мае искала отель с помощью платформы Ostrovok.ru: «Нам писали о том, что все номера забиты, бронируйте быстрее. Когда мы туда приехали, оказались одни во всем отеле. Кажется, все-таки на Booking.com было удобнее и проще выбирать. Опять же большая проблема с отзывами, потому что они все очень похожи друг на друга, начинаются буквально с одних слов: чисто, уютно и хорошо. И негативных среди них очень мало».
Кстати, владельцы объектов размещения рассказали “Ъ FM”, что после ухода Booking.com и Airbnb их российские аналоги поспешили поднять тарифы для отельеров до уровня покинувших страну коллег. Впрочем, есть и те, для кого уход крупных игроков оказался выгодным. Когда поиск отелей усложнился, некоторые клиенты предпочли делегировать эту задачу турфирмам, говорит генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян:
«100-процентной замены им нет, поэтому сейчас широкое поле для деятельности турагентств. У них благодаря расширенным связям со многими отельерами есть контракты. То, что человек не знает о каких-то нововведениях, открытиях отелей, турагенты знают. Для открытия турфирмы нужно иметь стартовый капитал примерно 400-500 тыс. руб., в Москве это уже ближе к 1 млн руб.»
Но вот парадокс: собеседники “Ъ FM” отмечают, что сейчас успешным может стать и проект турфирмы, ориентированной на зарубежные путешествия. Все дело в том, что из-за ограничения работы банковских карт за границей россияне стали бронировать не только отели, но и целый комплекс услуг дополнительно. Здесь и заказ экскурсий, и билеты в оперу, и даже такси или ужины. Но чтобы агентский бизнес выстрелил, придется подождать, говорит генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин: «Сфера туризма перспективна, но это не быстрая перспектива и, возможно, не этого года. Если это какая-то продающая туристическая компания, надо хотя бы года два-три, чтобы набрать клиентов».
Главным опасением игроки рынка назвали неопределенность и сложности с перелетами. И поводы для беспокойств у представителей туриндустрии действительно есть — как минимум с 11 южными городами России авиасообщение до сих пор прервано.