Big Data на службе мегаполисов

Как большие данные помогают менять городскую среду

Цифровизация стала возможна не только в IT-кластере или на промышленных предприятиях-гигантах. Цифровая трансформация происходит и с городами, делая их более удобными для жителей.

Проекты «умных городов» внедряются в России уже не первый год. В 2021 году Краснодар и Ростов-на-Дону вошли в индекс Минстроя РФ «IQ городов». Каждый из них оценивается по 47 показателям, которые разделены на 10 направлений, в том числе городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, туризм и сервис, инфраструктура сетей связи. В каждом из городов внедрены как отдельные решения, так и полноценные экосистемы с использованием «умных» устройств и сервисов в городской среде.

Однако мало собрать полученные с помощью «умных» устройств данные — не менее важно уметь их проанализировать и сделать выводы об эффективности их использования. Поэтому такие проекты, как правило, реализуются при партнерстве с телеком-операторами, которые берут на себя обработку информации и помогают превращать полученные данные в знания. Наличие большого объема статистических данных позволяет строить прогнозы и оценки, применяемые не только для внутреннего использования, но и имеющие практическое значение в разных сферах бизнеса и государственного управления.

В частности, для проектов «умных» городов данные, которыми располагает телеком-оператор, могут с высокой долей достоверности анализировать пассажиропоток, прогнозировать необходимость и востребованность маршрутов транспорта, выявить места наиболее плотного трафика в определенные часы и помочь с решением других задач.

Под цифровой лупой

Одним из лидеров рынка по работе с большими данными и внедрением технологий, полученных на их основе, является телеком-оператор Tele2. Только в 2021 году компания заработала на проектах, связанных с big data, 1,7 млрд руб. Доход от внешней монетизации увеличился на 45%. Драйверами роста выручки стали продукты для финансовых организаций и предложения для рынка рекламы.

В прошлом году Tele2 также запустила первые коробочные продукты геоаналитики, в первую очередь применяемые для анализа туристического потока и портрета гостя. В компании отмечают, что такие услуги будут полезны ведомствам и предпринимателям, которые планируют привлекать туристов, развивать инфраструктуру или оптимизировать транспортные потоки. Потенциальные клиенты подобных сервисов — администрации городов и регионов, проектные офисы по туризму и транспорту, владельцы гостиниц и ресторанов, туристические агентства.

«Платформа содержит десятки аналитических отчетов, которые непрерывно дополняются. Клиент может самостоятельно посмотреть нужную информацию: оценить общую численность гостей в регионе и динамику туристического потока и определить сезонность поездок, создать рейтинг "домашних" регионов путешественников. Платформа также позволяет составить портрет туриста, увидеть тип транспорта прибытия и длительность пребывания людей»,— отмечают в Tele2.

Так например, Tele2 анализировала время нахождения абонентов на территории Краснодарского края и Адыгеи и их перемещение по территории регионов. В исследовании учитывались сезонность туристического потока и популярность геолокаций из разных категорий. В частности, оператор выяснил, что в 2021 году его клиенты активнее всего посещали достопримечательности этих регионов в период с июня по сентябрь. За четыре месяца в курортных местах побывали почти 1,2 млн гостевых абонентов. Лидирующие позиции среди исторических точек притяжения у абонентов Tele2 заняла этнодеревня «Атамань», из природных зон отдыха самой популярной оказалась горная Адыгея и ее достопримечательности — водопады Руфабго и плато Лаго-Наки. Рейтинг культурных объектов уже несколько лет подряд возглавляет парк «Краснодар».

Общение машин для удобства людей

Если еще недавно такие сервисы казались недостижимыми, то уже сегодня они становятся обыденностью, в том числе благодаря внедрению M2M-технологий. М2М — это сокращение понятия mashine-to-mashine, или от «устройства к устройству». М2М применяется не только на производстве, но и в банковской сфере, транспортных перевозках и логистике, торговле. Как правило, межмашинное взаимодействие происходит по интернету: подключить к этой технологии можно любое устройство, которое оснащено SIM-картой или SIM-чипом. Даже, например, вендинговый автомат: благодаря M2M он будет оповещать владельца о закончившихся товарах или переполненном приемнике для денег.

Применяют M2M-технологии и для развития сервисов городской среды. Например, Tele2 в партнерстве с Научно-исследовательским центром «МВС» (резидент «Сколково») внедряет их в системах видеонаблюдения на дорогах Краснодарского края. SIM-карты устанавливаются в камеры фото- и видеофиксации, позволяя обеспечивать безопасность на дорогах как внутри населенных пунктов, так и на трассах. НИЦ «МВС» со своей стороны устанавливает и обслуживает камеры, которые используют ГИБДД и другие силовые структуры, а Tele2 — обеспечивает безопасный и защищенный трафик посредством M2M по специально подключенному выделенному каналу.

Еще один проект Tele2 по внедрению этой технологии на Кубани — использование M2M в муниципальном общественном транспорте в Краснодаре. За счет внедрения технологии появилась возможность контроля ситуации на дорогах.

«Эйчары» больше не нужны

Впрочем, использовать «большие данные» возможно и в менее глобальных целях. Например, Tele2 разработала на базе big data инструмент «HR-Таргет», позволяющий собственникам бизнеса в кратчайшие сроки подобрать персонал без использования рекрутинговых агентств. Специалисты по data science анализируют информацию о клиентах и отбирают потенциальных соискателей для открытых вакансий работодателя.

Поиск персонала ведется при помощи тонкой настройки анализа данных. Например, при сегментации учитываются пол, возраст, местонахождение, активность использования мобильных сервисов и множество других параметров. Так, например, опция «Интересы» на основе информации об активности абонентов оператора позволяет более точно определить сферу деятельности, которая может подойти потенциальному соискателю. Исследование осуществляется с использованием технологии машинного обучения с возможностью применения более 40 характеристик в разных категориях.

В отличие от рекрутинговых сайтов, «HR-Таргет» позволяет подобрать вакансию для потенциального кандидата с большей релевантностью. Также такой сервис обходится дешевле рекламы и позволяет осуществить подбор именно среди той аудитории, которая необходима заказчику. «HR-таргет» уже помог 50 компаниям из южных регионов России провести подбор работников и укомплектовать штат. Например, в одной из сельскохозяйственных компаний Краснодарского края на вакансию, сформированную на основе ее кадровой потребности и разосланную с помощью сервиса «HR-Таргет», откликнулись 9% соискателей, а фактически каждый третий из них стал работать на производстве.


Читайте нас в Telegram

Вся лента