Метротрамвай оплатили из бюджета РФ
Челябинская область получила инфраструктурный кредит в размере 8,28 млрд рублей
В бюджет Челябинской области поступили средства инфраструктурного кредита — 8,28 млрд руб. на реализацию проекта метротрамвая в региональном центре. За счет увеличения расходной части дефицит областной казны почти достиг 47 млрд руб. Изначально на мероприятия по достройке метро в 2022 году планировалось потратить 11,44 млрд, но часть работ по обновлению трамвайной сети в апреле было решено перенести на 2023 и 2024 годы. Губернатор Алексей Текслер в обращении к депутатам заявил о продолжении всех «ключевых» проектов, в том числе метротрамвая.
Депутаты законодательного собрания Челябинской области утвердили увеличение расходной части регионального бюджета на 2022 годы и плановый период 2023 и 2024 годов на 8,28 млрд руб. Необходимость корректировки главного финансового документа возникла в связи с получением запланированного ранее федерального инфраструктурного кредита на реализацию проекта метротрамвая. Поправки утвердили на заседании регионального парламента 31 мая.
По данным министра финансов региона Андрея Пшеницына, с учетом поправок расходы областного бюджета в 2022 году составят 266,8 млрд руб., доходы остались неизменны — 220,7 млрд, дефицит вырос до 46,9 млрд руб. (37,8 млрд до изменений). «Запланированный на текущий год дефицит в полном объеме покрывается остатками средств областного бюджета, сложившимися на 1 января 2022 года, а также льготными бюджетными кредитами»,— утверждают в минфине региона.
Изначально в 2022 году на метротрамвай планировалось потратить 11,44 млрд руб. Такая сумма была указана в детализированном перечне мероприятий проекта, утвержденном в декабре 2021 года правительством региона. Но в апреле этого года в документ внесли изменения, уменьшив сумму финансирования на 3,1 млрд, до 8,28 млрд руб. В проекте два раздела — собственно «Метротрамвай» и «Обновление трамвайной системы». Расходы на 2022 год были сокращены по последнему разделу, который предусматривает реконструкцию трамвайных депо №1 и №2. В итоге траты на модернизацию путевого хозяйства сети сокращены с 2,54 млрд до на 1,4 млрд руб., тяговых подстанций — с 600 млн до 300 млн руб. Также почти в два раза, до 250 млн руб., сократится финансирование строительства трамвайных платформ, оптимизации проезда светофоров и оборудования конечных станций. Общий объем расходов по этой части остался неизменным — 17,5 млрд руб., но вместо двух лет мероприятия планируют выполнить за три года, завершив в 2024 году.
Финансирование по разделу «Метротрамвай» на 2022 год осталось неизменным — 3,6 млрд руб. Эти средства направят на проектно-изыскательные работы, продолжение строительства станции «Торговый центр» и тоннелей. Основные расходы по подземной части проекта запланированы на 2023–2025 годы — от 15,7 млрд до 18,2 млрд ежегодно. Всего за пять лет реализации проекта (2022–2025 годы) финансирование составит 55,3 млрд, а общая стоимость — почти 73 млрд руб. Весь объем средств регион рассчитывает получить из федерального бюджета в виде инфраструктурного кредита.
Решение о завершении строительства челябинского метро было принято в 2021 году. Линии метро, строящиеся с 1992 года, планируется интегрировать в городскую трамвайную сеть. К 2025 году необходимо достроить две уже существующие подземные станции «Комсомольская площадь» и «Торговый центр», возвести две новые, проложить еще более 7 км тоннелей и 3,9 км наземных трамвайных путей. Всего к 2025 году должны появиться четыре линии метротрамвая, использующего объединенную инфраструктуру метро и обособленных трамвайных путей. Проект предполагает четыре подземные станции с протяженностью линий 11,91 км.
В марте этого года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин допустил возможность задержки строительства метротрама в Челябинске из-за необходимости замены импортных составляющих.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, выступая с обращением перед депутатами законодательного собрания 31 мая, заявил, что, несмотря на текущую ситуацию, регион не откажется о реализации «ключевых» проектов, в число которых входит и метротрамвай. «Да, в сегодняшней ситуации эта работа потребует от нас более напряженной работы и более эффективного управления. Но, главное, и я хочу, чтобы все сегодня это услышали: развитие остается в повестке. Это наш стратегический приоритет. Мы не отказываемся ни от одного проекта. Все они будут реализованы»,— заявил губернатор.
Не все в области согласны с тем, что реализация подобных масштабных проектов и увеличение дефицита регионального бюджета целесообразна в нынешней социально-экономической ситуации. «В условиях, когда непонятно, что будет впереди, когда необходимо поддерживать людей и бизнес, метротрамвай — это точно не первоочередная задача, которая должна стоять перед областью. За неполные три месяца у нас экономика упала почти как за весь коронавирусный 2020 год. Самый главный мегапроект сейчас у нас должен быть — благополучие жителей Челябинской области»,— говорит председатель регионального отделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков.