Русский авангард был и вышел
Полиция проводит проверку по факту возможного хищения рисунков Казимира Малевича и Василия Кандинского
Коллекционер живописи с 30-летним стажем, эксперт мирового уровня по атрибуции и оценке произведений русского авангарда Эдик Натанов едва не стал жертвой обмана. Он передал несколько рисунков художников Казимира Малевича и Василия Кандинского своему приятелю, которого считал «ценителем живописи», а через месяц пожаловался на него в полицию. Как оказалось, коллекционеры неверно поняли друг друга: один надеялся выручить за эскизы $200 тыс., в то время как другой с благодарностью принял их в дар. Кому достанутся спорные Малевич и Кандинский, теперь будут определять правоохранители.
Как пояснил господин Натанов в своем заявлении, поданном в ОМВД по московскому району Коптево, майские праздники он встречал за границей — гостил у живущего в США сына. Тогда же, 3 мая, ему позвонил московский приятель и «ценитель живописи» Иван Сотов, с которым коллекционер познакомился несколько лет назад. Разговор, по данным заявителя, тогда зашел о продаже девяти работ русских авангардистов из его коллекции, и господин Натанов согласился, назначив цену в $200 тыс. При этом покупатель якобы пообещал то ли перевести ему валюту на банковскую карту, то ли передать наличными сразу после возвращения Эдика Натанова в Москву.
Так или иначе, уже через два дня после состоявшихся переговоров господин Сотов приехал в квартиру господина Натанова в 3-м Новомихалковском проезде и забрал картины у его родственницы, оставив даме соответствующую расписку.
Добычей Сотова стала живопись художников-авангардистов советского периода Самуила Адливанкина, Любови Поповой, Николая Суетина и Эля Лисицкого; два наброска, выполненных признанными мастерами того же времени и направления Казимиром Малевичем и Василием Кандинским, а также две картины неизвестных авторов — «Портрет А. М. Горького» и «Натюрморт со скрипкой».
Еще двумя днями позже бывший владелец культурных ценностей вернулся в столицу. Ни наличной, ни безналичной валюты он так и не дождался, однако и тревогу бить тоже не спешил. Вплоть до конца мая коллекционер вел переписку и телефонные переговоры с «ценителем» авангарда и только 30 числа, когда последний окончательно перестал выходить на связь, поехал в полицию писать заявление.
Стоит отметить, что розыски предполагаемого обманщика заняли всего сутки. Оперативники установили, что господин Сотов зарегистрирован в деревне Крюково Мытищинского городского округа Подмосковья, а реально живет в ЖК «Гусарская баллада» Одинцовского городского округа Мособласти, имеет в собственности Toyota Land Cruiser Prado и несколько раз привлекался к гражданской ответственности за невозврат займов и кредитов. В минувший вторник предполагаемого обидчика коллекционера поймали и доставили в ОМВД «Коптево». При этом разобраться в финансово-хозяйственных отношениях двух бывших приятелей так быстро не получится, поскольку каждый из них настаивает на своей версии событий. Полицейские сейчас проводят доследственную проверку. Комментировать ее результаты в пресс-службе УМВД по Северному округу Москвы посчитали преждевременным.
Если «ценитель» Иван Сотов известен только как ответчик в нескольких судебных процессах о принудительном взыскании долгов, то его предполагаемая жертва Эдик Натанов является признанным специалистом мирового уровня по русскому авангарду. Как говорил в многочисленных интервью сам господин Натанов, советской живописью он увлекся в 1990 году, получив в наследство от деда два малоизвестных полотна. В это же время ювелир по образованию и специальности Натанов переехал из Узбекистана в Израиль и там в течение более тридцати лет собирал свою коллекцию. За это время он приобрел более 50 культурных ценностей советского периода, которые, по его выражению, до 1980-х годов прошлого столетия вообще были никому не нужны и по картинам авангардистов чуть ли не «ногами ходили». Все без исключения принадлежащие ему экземпляры Эдик Натанов классифицировал, реставрировал при необходимости, оценил и провел их атрибуцию, получив экспертные заключения о подлинности образцов. Свою коллекцию подвижник авангарда многократно привозил в Россию, побывав с ней в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде и других городах. Каждое его участие в выставках неизменно сопровождалось восторженными отзывами местных галеристов и музейных работников.