Duty free подводят к внутренним рейсам
Смогут ли аэропорты заработать на магазинах беспошлинной торговли
Магазины duty free могут стать доступными для пассажиров летающих по России. Владельцы аэропортов попросили власти разрешить им беспошлинную торговлю в зоне внутренних полетов. Как пояснил РБК совладалец Внуково Виталий Ванцев, это поможет финансово поддержать аэропорты, которые теряют пассажиропоток. По его словам, на комиссию от магазинов duty free приходится большая доля доходов от международных перевозок, и раньше это позволяло компенсировать расходы. Теперь же этот финансовый поток перекрыт.
Однако эксперты сомневаются, что на магазинах беспошлинной торговли для внутренних рейсов аэропорты смогут заработать, говорит председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов: «На внутренних рейсах вы не покидаете территорию Российской Федерации, и поэтому права на какие-то скидки, вычеты и уменьшение цены не получаете.
Но понятно, что в текущих условиях аэропорты столкнулись с большим снижением потока пассажиров, тем более в duty free, и, чтобы хоть как-то поддержать свое существование, они просят внести такие законодательные изменения. То есть формально это будут уже не duty free, а просто магазины, но товары там станут продавать по сниженным ценам за счет того, что пошлина не будет уплачиваться. Конечно, это не самая, пожалуй, оптимальная и правильная мера в текущих условиях.
Наверное, наиболее привлекательны были бы различные программы субсидирования, чтобы перелеты стали более доступными, соответственно, более востребованными.
И, конечно, мы уверены, что помогло бы открытие аэропортов юга России. Только в этом случае воздушные гавани смогут поправить свою финансовую ситуацию. Просто ожидать, что за счет покупок на внутренних рейсах воздушные гавани вдруг станут себя лучше чувствовать, не стоит. Тем более цены в наших duty free не очень привлекательны. Поэтому большой поток потребителей вряд ли будет обеспечен».
В некоторых странах магазины беспошлинной торговли работают как в зоне международных, так и в зоне внутренних рейсов. Такая система называется duty paid, напоминают эксперты. Смысл в том, что пассажир, купивший билеты, причем неважно куда, уже принес государству налоги, поэтому можно пустить его в магазин с особыми условиями торговли.
И чем больше такой покупатель потратит, тем лучше будет и госбюджету, и аэропорту, и самой торговой сети, считает руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова: «По большому счету, когда вы попадаете в здание аэропорта и в зону вылета, то неважно осуществляете вы перелет внутрь страны или за границу, это не имеет такого большого значения. С прекращением международного трафика магазины беспошлинной торговли и аэропорты, которые сдают им площади и получают свою комиссию, терпят большие убытки. То есть и перелетов нет, и вторичного заработка тоже.
В самом понятии duty free есть некоторый флер богатой жизни. Про это очень многие слышали, в том числе и в глубинке, но никогда не видели, и им бы хотелось на это посмотреть и приобщиться. Поэтому я думаю, что, да, на внутренних рейсах пассажирам это тоже было бы интересно. Они бы увидели, что это не так страшно, перестали бы это воспринимать как некое супердорогое развлечение и просто приняли как некую новую модель потребления».
Во Внуково отметили, что после начала военных действий на территории Украины пассажиропоток сократился: в марте — на 19%, в апреле — почти на 30%. И, по прогнозам, потери с каждым месяцем будут только расти. Аэропорт рассчитывает на помощь правительства. Письмо с предложением о duty free для внутренних пассажиров направлено в Федеральную таможенную службу. В конце мая подобный же вопрос был вынесен на обсуждение в Госдуме. Рассматривается открытие магазинов беспошлинной торговли для вылетающих из России в страны-члены Евразийского экономического союза. В него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.